ВОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ


УДК 336.14


О. А. Филипчук,
ассистент кафедры «Финансы и цены»,
Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова. г. Москва, Россия;
e-mail: cycadales@bk.ru
SWOT–анализ доходов
федерального бюджета
Российской Федерации

Аннотация

Цель работы. Доходная часть федерального бюджета является первоочередной составляющей, так как источники расходной части заложены именно в ней. Поэтому важно оптимальное формирование и управле- ние доходной частью бюджета.

Материалы и методы. На основе анализа сильных и слабых сторон формирования доходов федерального бюджета, а также возможности и угрозы с внутренней и с внешней стороны экономики автор составил SWOT- анализ доходов федерального бюджета России, который помогает определить стратегии их управления. В ста- тье представлена комплексная стратегия управления доходами федерального бюджета на основе проведенно- го SWOT-анализа доходов, впервые примененного в отношении доходной части федерального бюджета.

Результат. По итогам анализа разработан ряд стратегических решений для повышения эффективности структуры доходов бюджета.

Заключение. Результаты анализа могут быть использованы федеральными органами власти для приня- тия решений по управлению доходной частью бюджета.

Ключевые слова: экономика, SWOT-анализ, доходы бюджета, стратегия развития, эффективность управ- ления.


Исходя из бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Доходная часть является первоочередной составляющей, так как источники расходной части заложены именно в ней. Поэтому так важно оптимальное формирование и управление доходной частью бюджета. Но прежде чем осуществлять управление, необходимо понять, на каких сильных сторонах его основывать, какие стороны развивать и за счет каких ресурсов. Для этого должны учитываться различного рода внешние воздействия, такие как вступление в ВТО, вступление в Таможенный союз, межгосударственные отношения между Россией и зарубежными странами, а также внутренние, основанные на структуре поступлений доходов федерального бюджета Российской Федерации. Автор предлагает составить SWOT-анализ доходов федерального бюджета России, который поможет определить стратегии их управления.

Такой анализ учитывает сильные и слабые стороны исследуемой категории формирования доходов, а также возможности и угрозы как с внутренней, так и с внешней стороны экономики. В результате он помогает четко сформулировать стратегии управления структурой доходов, основанные на использовании существующих и потенциальных возможностей и своевременном предотвращении угроз и рисков к их развитию и формированию.

Составим перечень сильных и слабых сторон, характерных для доходной части федерального бюджета Российской Федерации и ее структуры. Изначально составим расширенный перечень факторов, влияющих на структуру доходов как с внешней, так и с внутренней стороны, также со стороны расходной части. Затем выделим из списка ряд наиболее характерных для доходной части и перейдем к составлению таблицы SWOT-анализа аналогично тем, что проводят для анализа слабых и сильных сторон крупных организаций. В данном же случае в лице крупной организации или индивидуума будут выступать доходы федерального бюджета. В результате мы составим SWOT-таблицу, которая наглядно продемонстрирует выявленные слабые и сильные стороны в формировании доходов федерального бюджета России. По итогам анализа таблицы разработаем ряд стратегических решений для повышения эффективности структуры доходов бюджета.

Для того чтобы внести результаты сравнительного анализа формирования доходов Российской Федерации и зарубежных стран в таблицу, включим их в раздел внешних факторов, так как мы рассматриваем в данном случае доходы федерального бюджета России, а данные факторы характеризуют внешнеэкономические отношения между нашими странами. Итак, обобщим имеющие высокое влияние на структуру доходов показатели.

S (strength) – показатели преимущества:

1) наличие функционирующих рычагов стимулирования экономической деятельности – налогово­бюджетной и денежно­кредитной политики;

2) наличие достаточного объема валютных резервов в стране;

3) наличие государственных институтов развития позволяет развивать экономические институты в стране, помогает в развитии бизнеса, в результате дает новые источники доходов в виде налоговых и неналоговых поступлений;

4) наличие Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

5) лидерство на нефтегазовом рынке обеспечивает дополнительный доход, несмотря на введение правительством бюджетного правила, это дополнительный плюс для доходной части бюджета;

6) потенциал развития высококвалифицированных национальных специалистов дает возможность сэкономить на привлечении иностранных профессионалов, приносит и увеличивает доход в случае развития промышленной или какой­либо другой инновационной отрасли;

7) наличие торговых партнеров за рубежом с обеспеченным высоким уровнем доверия, оговоренными правилами и долгосрочными условиями взаимной торговли;

8) огромный исторический опыт в преодолении экономических кризисов и поиске источников пополнения доходов федерального бюджета;

9) высокая норма сбережений населения, которая теоретически позволяет увеличить объем капиталовложений для повышения экономической активности рынка при одновременном сохранении уровня потребления, который не должен снизиться;

10) таргетирование инфляции является также преимуществом, так как объем доходов бюджета «не обесценивается»;

11) наличие возможности перехода к политике денежного предложения;

12) защита отечественных производителей. Протекционистские меры до определенной степени являются положительным фактором, в том числе для доходной части бюджета;

13) тенденция к повышению раскрытия и прозрачности информации.

W (weakness) – показатели недостатков:

1) недогруженность производственного и финансово­экономического потенциалов;

2) упадок производства с высокой степенью переработки. Проблема внутреннего характера, освещенная многими экономистами;

3) отток специалистов (снижение качества образования). Опять же, так как проблемы взаимосвязаны, отток специалистов связан с недоразвитостью экономики;

4) отток капитала из страны. Вызывает недостаток инвестиций, недостаток средств в финансовой сфере, сокращение доходов;

5) нецелевое использование целевых средств;

6) консервативная политика центрального банка (денежные ограничения);

7) денежно­кредитная и налогово­бюджетная политика, действующая в России, показывает недостаточную эффективность и сдерживает экономическое развитие;

8) последствия приватизации времен 1990­х гг., сдерживающие рост поступлений в доходную часть федерального бюджета;

9) нефтегазовая зависимость. Структура экспорта имеет сырьевую направленность, которая приносит доход, ограниченный временными рамками и условиями, а также ценами на мировом рынке;

10) положение таможенных тарифов. В связи с вступлением в ТС и ВТО не устоялась система таможенных тарифов, которые последние годы являлись самой крупной статьей неналоговых доходов федерального бюджета;

11) низкая конкурентоспособность. Застой промышленного производства и отсутствие опережающих технологий производства делает продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, отсюда сокращение реального и потенциального дохода федерального бюджета;

12) контроль бизнеса. Данный пункт связан с налогово­бюджетной политикой в первую очередь;

13) сокращение ресурсов, которое касается как продажи и экспорта сырьевых товаров за рубеж, так и распродажи государственного имущества, ограничивает и сокращает поступление доходов в федеральный бюджет в будущем периоде;

14) неразвитость определенных секторов экономики приводит к неоднородным поступлениям из различных отраслей. В результате ограничиваются доходы бюджета;

15) сокращение расходов бюджета. Взаимосвязь двух сторон бюджета, расходной и доходной, вполне объяснима. При сокращении расходов меньше средств инвестируется в развитие, больше шансов сокращения доходов.

O (opportunities) – показатели возможностей:

1) повышение инвестиционной активности. За счет средств Резервного фонда инвестировать средства в государственные институты развития для поддержки предпринимателей и бизнеса. Также возможно использование средств, которые на данный момент находятся за пределами России, – это создание экономически выгодных условий для вывода средств из оффшорных зон;

2) вступление в ВТО дает возможность экономического роста и притока дополнительных средств в бюджет;

3) создание Таможенного союза увеличивает оборот торговли, сокращает часть расходов, увеличивает доходные поступления;

4) оффшорные средства. Большая часть теоретически «инвестиционных» средств выведена их владельцами в оффшоры по причине высокой налоговой нагрузки в стране, а также из­за боязни рискованности вложений в экономику Российской Федерации в текущий период времени. Но данные средства существуют, значит, существует возможность создания условий для их вывода из зоны оффшоров и инвестирования в развитие страны;

5) новые торговые площадки, расширение рынка торговли. Такое преимущество отчасти дает ВТО и ТС, отчасти есть неохваченные зоны, с которыми возможно установление торговых контактов в будущем. Существуют торговые рынки потенциального роста, с которыми ведется торговля, но в силу их недостаточной развитости на данный момент оборот торговли довольно низок, в будущем вероятно повышение торгового оборота по мере развития торговых площадок таких стран;

6) использование мирового кризиса в своих целях. Период кризиса в Европе дает возможность развития России. Политика развития на опережение.

T (threats) – показатели угрозы:

1) в связи с вступлением в ВТО помимо появившихся возможностей возникают и угрозы. Так, Россия становится уязвимой в связи со своей открытостью, экономика подвергается высокому риску на почве возможной неконкурентоспособности;

2) вывоз капитала из страны за ее пределы является не только внутренним недостатком, но и внешней угрозой, несмотря на теоретическую «возможность» его использования. Выход предприятий из­под национальной «опеки» в результате вывода средств в оффшорные зоны делает экономику уязвимой;

3) так называемое обрушение «денежного навеса», как его называет С.Ю. Глазьев в своем научном докладе «Новый курс: стратегия прорыва», в связи с почти неограниченной денежной эмиссией ФРС и ЕС приводит к тому, что Россия отдает длинные деньги за границу за дешево, при этом российские компании привлекают короткие деньги за дорого;

4) высокая конкуренция зарубежных государств. Отставание экономического развития России обусловливается структурой его экспорта и импорта. Угроза России на открытых границах рынка – это потеря суверенитета и полное подавление зарубежными конкурентами на рынке;

5) угроза экономической безопасности. Те же открытые рынки создают угрозу безопасности экономики России уже в силу высокой конкурентоспособности торговых партнеров Российской Федерации и недостаточной экономической развитости Российской Федерации;

6) потеря суверенитета государства. Суверенитет помогает сохранить независимый статус, заключать партнерские соглашения между странами на равных, что дает преимущество в получении доходов бюджета, его уязвимость чревата потерей статуса в мировом сообществе и сокращением доходов.

Теперь выберем из списка те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на повышение или сокращение доходной части федерального бюджета Российской Федерации и внесем их в SWOT­таблицу (табл. 1). Мы разделяли доходы федерального бюджета на три группы, внесем эти группы в табл. 1, налоговые и неналоговые, нефтегазовые и ненефтегазовые внесем внутрь таблицы, а внутренние и внешние разделим согласно внутренним и внешним факторам и вынесем в два направления – внутренние сильные и слабые стороны, внешние сильные и слабые стороны.


Таблица 1


Первичный SWOT-анализ



Сопоставим полученные факторы и разработаем возможные стратегии развития по следующим направлениям. Конкурентные преимущества для развития: использование преимуществ бюджетных доходов для раскрытия новых возможностей (S­O – преимущества – возможности / сильные стороны – возможности). Извлечение конкурентных преимуществ: для сокращения внешних угроз необходимо исправить внутренние недостатки (W­T – недостатки – угрозы / слабые стороны – угрозы). Преодоление для совершенствования: искоренение недостатков для использования возможностей (W­O – недостатки – возможности / слабые стороны – возможности). Безопасность и стабильность: использование преимуществ доходной части бюджета для того, чтобы нивелировать внешние угрозы (S­T – преимущества – угрозы / сильные стороны – угрозы) (табл. 2).


Таблица 2


Разработка стратегий



Стратегии, перечисленные в таблице SWOT­анализа (табл. 2), удовлетворяют указанным в скобках факторам, которые приводились в таблице первичного анализа (табл. 1). Пояснение: S1 = strength – преимущество 1: функционирующие рычаги стимулирования экономической деятельности – налогово­бюджетная и денежно­кредитная политики; W2 = weakness – недостаток 2: консервативная политика Центрального банка Российской Федерации; O3 = opportunity – возможность 3: создание Таможенного союза увеличивает оборот торговли с участниками союза; T4 = treat – угроза 4: высокая конкурентоспособность зарубежных партнеров.


Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145­ФЗ (в ред. от 25.12.2012 № 268­ФЗ).

2. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес­процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

3. Pahl N., Richter A. SWOT analysis – idea, methodology and practical approach. GRIN Verlag, 2009.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова