CОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ


УДК 338.4


А. А. Юдина,
аспирант, Санкт-Петербургский
государственный университет
сервиса и экономики, Россия;
e-mail: yudin13@yandex.ru
Малое предпринимательство
в России: гендерные
особенности (по материалам
исследований отечественных
социологов и психологов)

Аннотация

Цель работы. В статье представлен обзор отечественных социологических и психологических исследо- ваний, посвященных гендерным особенностям малого предпринимательства в России. Автором обосновы- вается актуальность изучения данной проблематики в современном обществе. Проведено обобщение ген- дерных особенностей российского малого предпринимательства и отмечены аспекты российского малого предпринимательства, неисследованные в гендерном разрезе.

Материалы и методы. В исследовании малого предпринимательства рассмотрена характеристика со- циального пола в учетом сформировавшихся в обществе стереотипов восприятия типично мужского и ти- пично женского поведения внутри предпринимательского сообщества, социальной сети малого предпри- нимательства, во взаимоотношениях малых предпринимателей с другими социальными группами, с учетом социального статуса, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения.

Результат. Исследуя различные социальные категории, в том числе и малое предпринимательство и его гендерные особенности, необходимо обращаться в том числе и к сетевой методологии. Тогда можно описать реальные социальные процессы, происходящие как в сфере бизнеса, так и в обществе в целом, определить причины их возникновения, выявить проблемные зоны малого предпринимательства, которые для него наи- более актуальны, оценить перспективы развития малого предпринимательства.

Заключение. Исследование гендерных особенностей малого предпринимательства представляет инте- рес для науки, практической деятельности правительственных структур, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, и предпринимателей.

Ключевые слова: малое предпринимательство, гендерные особенности, гендерная структура, гендер, социополовые отношения, гендерная идентичность, гендерный дисплей, гендерная асимметрия малого предпринимательства.


Малое предпринимательство в современном российском обществе является относительно новой и слабо изученной социальной категорией. Несмотря на то что интерес к малому предпринимательству со стороны социологов, экономистов, психологов достаточно велик, многие моменты до сих пор оказываются без внимания современной науки. Так, на наш взгляд, к сожалению, лишь немногие исследования описывают гендерные особенности малого предпринимательства, кроме того, исследования других социальных категорий часто также оставляет без внимания гендерный аспект. Так, даже Э. Гидденс указывал на то, что «исследования стратификации на протяжении ряда лет игнорировали фактор пола. Авторы писали так, будто женщин не существовало или при анализе распределения власти, богатства и престижа женский фактор оказывался неважным и неинтересным. Пол сам по себе является одним из наиболее глубоких примеров стратификации» [5, с. 109]. Эти слова и по сей день не теряют актуальности. Так, если мы обратимся к данным Госкомстата, средняя зарплата мужчин составляет 23 946 руб., а женщин – всего 15 639 руб. [6], что составляет 65,3% от мужской зарплаты. Хотелось бы также отметить, что эти данные весьма завышены, так как в реальности такая зарплата характерна только для крупных городов, так что в реальности женщины получают еще меньше, именно поэтому в основных группах малоимущего населения процент женщин сравнительно выше [6].

По нашему мнению, характеристика социального пола представляет интерес в исследовании малого предпринимательства в том числе и в связи со сформировавшимися в обществе стереотипами восприятия типично мужского и типично женского поведения, сложившимися в результате традиционного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной. Ведь такого рода представления, сложившиеся в массовом сознании людей, отражаются на взаимоотношениях как внутри предпринимательского сообщества, социальной сети малого предпринимательства, так и на взаимоотношениях малых предпринимателей с другими социальными группами. Гендер – это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения [12]. Гендер – это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка [12]. Именно поэтому так важно в исследованиях малого предпринимательства обращать внимание на данный аспект, ведь таким образом статус женщины выступает как особый интегральный показатель, отражающий особенности социально-политического, экономического устройства общества, уровня культуры.

Характеризуя состояние изученности гендерных особенностей российских малых предпринимателей, отметим, что пока научных исследований выполнено, на наш взгляд, немного, хотя некоторые аспекты, безусловно, уже освещены в современной науке.

Итак, что уже известно о гендерных особенностях малого предпринимательства? Как нам представляется, все имеющиеся данные в этой области можно разделить на три больших блока:

1. Особенности социополовых отношений малых предпринимателей. К этому блоку следует прежде всего отнести исследование гендерной идентичности современных предпринимателей [16, с. 123-145], исследование гендерных отношений в предпринимательской среде и анализ эффективной для предпринимательства гендерной модели деловой активности [1, с. 9].

2. Особенности экономической деятельности женщин в сфере бизнеса. К этому блоку следует в первую очередь отнести исследования проблем адаптации предпринимателей­женщин на этапе становления бизнеса [11, с. 87-101], особенности их карьеры [8, с. 20], факторы стресса в предпринимательской деятельности женщин [13, с. 82], социально­психологические проблемы предпринимательской деятельности женщин [14].

3. Личностные особенности предпринимателей­мужчин и предпринимателей-женщин. Данная тематика является наиболее изученной в современной науке и представлена гораздо большим числом работ, нежели тематики первых двух блоков. К этому блоку относятся исследования ценностных ориентаций малых предпринимателей [9], отношений с деловыми партнерами, условий партнерства в бизнесе на этапе его распространения в российской экономике [2, с. 75-84], исследования отношений предпринимателей разного пола к соблюдению нравственных норм [13, с. 117-119], доверия в отношениях предпринимателей-мужчин и предпринимателей­женщин [7, с. 258-272].

Благодаря проведенным исследованиям мы знаем, что у мужчин – малых предпринимателей отмечается более позитивное отношение к конкуренции, более высокие оценки характеристик своей деловой активности: собственных возможностей в достижении успеха, конкурентоспособности, успешности своей экономической деятельности, а у женщин – малых предпринимателей более, чем у мужчин, выражены социально ориентированные стили межличностного взаимодействия и стратегии поведения в конфликтных ситуациях [16]. Мы знаем, что гендерная структура малого предпринимательства как совокупность относительно устойчивых отношений малых предпринимателей, сформированная в результате гендерной дифференциации, интеграции и идентификации малого предпринимательства [4, с. 31], как показывают современные исследования, оказывает влияние на индивидуальную предпринимательскую деятельность, особенно на ее экономические показатели. Мы знаем, что существует гендерная асимметрия доли мужчин и женщин в малом бизнесе, которую нам объясняют наличием традиционных гендерных норм, предписывающих иные приоритетные для женщин сферы деятельности [16].

Благодаря проведенным исследованиям, известно, что в современных российских условиях женское малое предпринимательство носит большей частью вынужденный характер и обусловлено такими негативными факторами, как усиление социальной дискриминации женщин в сфере труда при переходе к рынку, маргинализация значительной части работающих женщин, их фрустрация и депривация, рост безработицы [1, с. 9]. Мы знаем, что особенностью гендерного уклада малого предпринимательства является его несоответствие гендерному порядку российского общества, а основными факторами его формирования выступают: социально­демографические – условия гендерной социализации индивида и заложенная в ее результате гендерная информация, возраст, гендерный статус; экономические – получение индивидом экономической самостоятельности, следствием чего является рост личной независимости индивида, уважение права частной собственности и, как следствие этого, нивелирование гендерного фактора взаимодействия; политические – наличие гендерно нейтрального законодательства [3, с. 13]. Причем определяющим в процессе формирования и функционирования гендерного уклада малого предпринимательства как социального слоя выступает именно экономический фактор, а гендерная легитимация мужчин – предпринимателей современной России обладает рядом особенностей: отношениями иерархии, существующими в рамках маскулинности; патриархатными гендерными стереотипами, репрезентируемыми в качестве доминирующих культурных кодов; созданием коллективной идентичности мужчин-предпринимателей посредством ориентации на достижение в профессиональной и социальной сферах и осуществления роли кормильца в семье [15, с. 123].

А что же пока остается без внимания ученых? В первую очередь, как нам представляется, это гендерные особенности социальных сетей малых предпринимателей, сетевых структур малых предпринимателей, гендерные особенности конвертации капитала в сети. Почему данные темы представляются актуальными и практически значимыми? Потому что современное общество вполне можно сравнить с паутиной, или сетью, сплетенной из множества различных по содержанию и структуре нитей, или связей. Данную позицию разделяют многие ученые. Так, по мнению Кастельса, в современном мире сетевые принципы общественного устройства постепенно сменяют иерархические: если ранее сеть, сетевая организация была отображением лишь внутренней структуры общества, ее подсистем и объединений, зачастую невидимой либо трудно распознаваемой, то в новейшем мироустройстве она играет ключевую роль и становится сознательно внедряемой внешней структурой общества, ее формой [10, с. 3]. Теперь социальные группы зачастую не имеют четких границ, границы размыты, а люди погружены в слабосвязанные, часто меняющиеся сети. Именно поэтому, исследуя различные социальные категории, в том числе и малое предпринимательство и его гендерные особенности, необходимо обращаться в том числе и к сетевой методологии. Именно тогда мы сможем описать реальные социальные процессы, происходящие как в сфере бизнеса, так и в обществе в целом, определить причины их возникновения, выявить те проблемные зоны малого предпринимательства, которые для него наиболее актуальны, оценить перспективы развития малого предпринимательства. Все это, безусловно, представляет интерес как для науки, так и для практики, в первую очередь для правительственных структур, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.

Литература

1. Автономова С.А. Современное предпринимательство в России: гендерный аспект: автореф. дисс. … канд. социол. наук. Новочеркасск, 2009. С. 9.

2. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы / Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75–84.

3. Басистая­Прокопова Е.В. Особенности гендерного уклада малого предпринимательства: региональный аспект (Опыт социологического исследования): дисс. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2004. С. 13.

4. Бахарев В.В. Гендерология и феминология. Ульяновск: УлГУ, 2003. С. 31.

5. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 11. С. 109.

6. Данные Росстата о средней заработной плате мужчин и женщин. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d2/08­28.htm (дата обращения: 14.02.2013).

7. Журавлев А.Л., Сумарокова В.А. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности / Социально­психологическая динамика в условиях экономических изменений / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд­во «Институт психологии РАН», 1998. С. 258–272.

8. Здравомыслова О.М. Нетрадиционная роль женщины в обществе: женская карьера / Семья и школа. 1997. № 10. С. 20.

9. Исследование гендерных особенностей предпринимательской деятельности населения Чувашской Республики / под общ. ред. В.П. Фоминых. Чебоксары: Изд­во Чувашск. ун­та, 2001.

10. Князева Е.И. Сетевая теория в современной социологии // Социология. 2006. № 2. С. 3

11. Корель Л.В. Женщина и рынок: социальные угрозы и факторы риска: социологическое исследование / Общество и экономика. 1995. № 5. С. 87–101;

12. Красильников С.Г. Социальная структура и гендерные стереотипы малого предпринимательства: гендерные аспекты предпринимательской деятельности (на примере малого предпринимательства города Ульяновска), URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16209029/ (дата обращения: 11.02.2013).

13. Купрейченко А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров): дисс. … канд. психол. наук. М., 2001. С. 117–119.

14. Локшина Э.Х., Часова Т.Д. Социально­экономические проблемы предпринимательства: адаптация женщин, организационное обеспечение. СПб.: Изд­во Санкт­Петербургского ун­та экономики и финансов. 1994. С. 82.

15. Мещеркина Е.Ю. Биографии «новых русских»: гендерная легитимация предпринимательства в постсоветском пространстве // Гендерные исследования. 1999. № 2. С. 123

16. Позняков В.П. Гендерные особенности социально­психологических характеристик российских предпринимателей. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/rossijskie/gendernye_.html (дата обращения: 13.02.2013).

17. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Социально­психологические проблемы становления женского предпринимательства. М.: ИП РАН, 1996.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова