ВОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ


УДК 336.2


Р. М. Шафиев,
доктор экономических наук, профессор,
академик РАЕН, советник государственной
гражданской службы Российской
Федерации 1-го класса.
г. Москва, Россия;
e-mail: roushafiev@gmail.com
О. С. Иванов,
аспирант, Российский экономический
университет им. Г. В. Плеханова.
г. Москва, Россия;
e-mail: ivanov.oleg.s@yandex.ru
Т. Л. Кожуханцева,
магистр, Российский экономический
университет им. Г. В. Плеханова.
г. Москва, Россия;
e-mail: tatyana_kojuhan@mail.ru
Налоги
во внешнеэкономической
деятельности
в России

Аннотация

Цель работы. Изучение проблем применения налогов во внешнеэкономической деятельности. По мере интеграции России в мировое хозяйство все более важным фактором экономической жизни становятся на- логи. Поэтому дальнейшее совершенствование системы налогового регулирования внешнеторговых опера- ций – обязательное условие эффективного государственного регулирования внешней торговли.

Материалы и методы. В статье определены ключевые бюджетообразующие налоги Российской Федера- ции, выявлена их роль во внешнеторговых операциях. Подробно рассмотрен налог на добавленную стоимость в контексте применения к нему нулевой процентной ставки при экспорте товаров и особенности оформления налоговых документов при перевозке грузов различным транспортом.

Результат. В исследовании выявлены проблемы, с которые могут возникнуть у экспортеров при возмеще- нии НДС, указаны различные способы их решения.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании российского налогового законодательства в отношении НДС, а также налоговыми и таможенными органами при решении ряда технических вопросов.

Ключевые слова: налог, налог на добавленную стоимость, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, консолидированный бюджет.


В современном мире ни одно государство не может нормально функционировать и динамично развиваться, находясь в изоляции от других стран. С усилением роли научно­технического прогресса и международного разделения труда возникли новые и укрепились уже существующие отношения во внешнеторговой деятельности, которые выражаются в виде внешнеторговых операций. По мере интеграции России в мировое хозяйство все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни становятся именно они. В то же время государство использует налоги в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования и стимулирования. Поэтому вопрос о дальнейшем совершенствовании системы налогового регулирования внешнеторговых операций выступает необходимым и обязательным условием эффективного государственного регулирования внешней торговли. Роль налогообложения внешнеторговых операций приобрела в последние годы особую значимость для отечественной экономики, особенно возросла его фискальная роль. Доля налоговых платежей в федеральный бюджет от экспортно­импортных операций неуклонно растет и сейчас составляет значительную его часть (рис. 1).



Рис. 1. Структура доходов федерального бюджета в 2012 г.


В структуре налоговых платежей Российской Федерации основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизы.

По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе–ноябре 2012 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 9911,8 млрд руб., что на 12,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В ноябре 2012 г. поступления в консолидированный бюджет составили 751,2 млрд руб. и уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,8%. Структура налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации представлена в таблице.


Поступление налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд руб.



Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе–ноябре 2012 г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых – 22,8%, налога на прибыль организаций – 22,1%, налога на доходы физических лиц – 19,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан, – 17,6% (рис. 2).

Налогообложение внешнеэкономической деятельности зависит от разных критериев: формы внешнеэкономической операции (экспорт, импорт, бартерные операции и пр.); принадлежности контрагента к той либо иной стране (дальнее зарубежье, СНГ); таможенного режима (экспорт, временный ввоз, режим выпуска в свободное обращение, реэкспорт, транзит и пр.); вида импортируемых товарно­материальных ценностей; вариантов ведения учетной политики и т.д. При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Рассмотрим порядок налогообложения НДС при экспортных операциях. Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, а также товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ (НК РФ), облагаются НДС по ставке 0%.



Рис. 2. Структура поступивших налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе – октябре 2012 г. в % к итогу


Речь в данном случае идет не об освобождении от уплаты НДС при осуществлении экспортных операций, а о применении ставки, равной нулевой ставке. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же, так как ставка 0% подразумевает, что НДС с экспортных операций не уплачивается. Однако на самом деле наличие налоговой ставки как таковой, независимо от ее размера, дает организации право на получение налоговых вычетов. Иными словами, организация­экспортер не взимает с иностранного покупателя НДС, но имеет право предъявить суммы «входящего» НДС по сырью, материалам, товарам, работам и услугам, связанным с осуществлением экспорта (например, транспортным расходам), к вычету.

Однако для применения нулевой ставки экспортеры должны представить в налоговые органы налоговые декларации, а также документы для обоснования правомерности применения нулевой ставки по экспортируемым товарам:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ. Следует обратить внимание на то, что при представлении в налоговый орган данного документа копия контракта должна иметь перевод на русский язык. В случае представления данного документа на иностранном языке налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки в размере 0%.

Обычно к контракту инспекторы предъявляют меньше всего претензий. Однако при составлении этого документа необходимо обратить внимание на следующие моменты. Проверяющие требуют, чтобы в договоре были указаны банковские реквизиты сторон. Причем потом они могут проверить, действительно ли движение выручки происходило именно по тем счетам, которые указаны в контракте. Если нет, то в применении нулевой ставки может быть отказано на том основании, что экспортер не подтвердил поступление экспортной выручки, несмотря на наличие банковской выписки;

2) таможенная декларация или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ. Следует также иметь в виду, что при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством – членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Также в порядке, определяемом Министерством финансов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия вместо таможенных деклараций или их копий.

Основные придирки проверяющих относительно таможенной декларации сводятся к тому, что оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) не соответствует требованиям таможенного законодательства: в декларации не заполнена та или иная графа, отсутствует подпись таможенного инспектора (или расшифровка подписи), не читается какой­либо знак на штампе или дата этого штампа не соответствует дате, указанной в товаросопроводительных документах;

3) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации.

Если товар вывозится автомобильным транспортом, то оформляется международная товарно­транспортная накладная – CMR. Бланк этой накладной официально не утвержден, однако в ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов указаны сведения, которые должны содержаться в накладной. Отсутствие хотя бы одного из этих сведений вызовет проблемы при проверке. Однако в сложившейся российской арбитражной практике суды считают, что CMR может быть признана в качестве товаросопроводительного документа и при несоблюдении требований Конвенции при условии, если в CMR отражены сведения о грузоотправителе и грузополучателе, пунктах погрузки и разгрузки, наименовании, количестве и стоимости экспортированного груза, имеются отметки таможенного органа о выпуске и вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также ссылка на номер ГТД.

Если товар вывозится судами через морские порты, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы должны представляться следующие документы:

– копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни Российской Федерации «Погрузка разрешена»;

– копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, где в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения вывоза в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, могут не представляться в случае вывоза трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.

Если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:

1) контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;

2) копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

Следует также помнить, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В связи с этим у налогоплательщика могут быть затребованы документы, не поименованные в ст. 165 НК РФ, в том числе паспорта сделок, а также нотариально заверенные переводы каких­либо документов. Кроме того, для подтверждения налоговых вычетов налоговым органам должны быть предъявлены:

– договор купли­продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары на экспорт, и организацией – поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров;

– документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.

Документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта или свободной таможенной зоны. Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20­го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период устанавливается как квартал. Момент определения налоговой базы определяется с учетом положений ст. 167 НК РФ, а именно: моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, которые необходимы для подтверждения нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов.

Если полный пакет документов не собран в установленный срок, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Подводя итог, можно заметить, что практически все развитые страны взимают налог на добавленную стоимость по ставкам страны назначения товаров, т.е. взимают налог при импорте товаров и применяют нулевую ставку при экспорте. С этим механизмом освобождения экспортеров от налогообложения связано, к сожалению, значительное количество проблем, а также различных схем возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками.

Следует заметить, что это не является особенностью только российского НДС, даже в европейских странах с наиболее развитой системой НДС зафиксированы случаи массового мошенничества. Так, ежегодный ущерб французского бюджета от мошенничества составляет около 19 млрд евро, в ФРГ – 17–18 млрд евро, в Великобритании – порядка 16,5 млрд евро.

В целом нормы российского налогового законодательства с точки зрении как формы, так и содержания за время реформ налоговой системы были приведены в соответствие с международной практикой, в частности, при разработке многих норм были приняты во внимание положения Шестой директивы Европейского союза. В результате в настоящее время российский НДС является вполне современным налогом, однако в целях совершенствования российского налогового законодательства в отношении НДС предстоит решить еще целый ряд вопросов технического характера.


Литература

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=115713.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146­ФЗ (ред. от 03.12.2012).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117­ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 25.12.2012).

4. Социально­экономическое положение России январь–декабрь 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/Main.htm.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова