ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 65.011


Г. Г. Чахкиев,
доцент кафедры «Корпоративное
управление», Финансовый университет
при Правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
М. К. Кривцова,
студентка факультета
«Государственное и муниципальное
управление», Финансовый университет
при Правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
Модернизация
и экономический рост
как основные ориентиры
корпоративного управления

Аннотация

Цель работы. Анализ факторов экономического роста нефтедобывающих компаний, механизма управления предприятиями нефтегазовой промышленности, роли инноваций в развитии нефтедобывающего комплекса.

Материалы и методы. Модернизация и экономический рост нефтедобывающих компаний рассмотрены как основные ориентиры корпоративного управления, приведены особенности развития механизма управле- ния предприятиями нефтегазовой промышленности. Исследованы ключевые цели финансово-инвестицион- ного механизма управления нефтедобывающим предприятием.

Результат. Для стимулирования инновационного развития нефтеперерабатывающей отрасли в России и экспорта нефтепродуктов необходимо скорректировать внутрироссийскую цену на нефть и налоговую систе- му в нефтегазовом секторе таким образом, чтобы чистый доход нефтедобывающих корпораций, которые они получают от продажи одной тонны нефти, был равен как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и руководством не- фтеперерабатывающих компаний для повышения экономической эффективности добычи и переработки не- фтепродуктов.

Ключевые слова: экономический рост, управление предприятием, нефтедобывающие компании, нефте- газовая промышленность, нефтепереработка.


Приоритеты модернизации и инновационного развития промышленности России подразумевают увеличение доли конкурентоспособной продукции на внутреннем и мировом рынках посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств. Главные задачи развития газовой отрасли определены В.В. Путиным в его бытность Председателем Правительства РФ: «Нефтегазовая отрасль – это непростой интегральный механизм, включающий добычу, очистку, переработку и транспортировку сырья. Сейчас перед отечественной нефтегазовой отраслью стоят огромные задачи, следовательно, образуется потребность в утверждении планов на долгосрочную перспективу. Отечественные нефтегазовые компании должны занять многообещающие позиции в энергетической отрасли, для чего необходимо ее инновационное обновление с помощью новых технологий, оборудования, материалов» [2].

В этом аспекте развитие механизма управления предприятиями нефтегазовой промышленности находится в плоскости создания и осуществления хайтек­проектов по преобразованию системообразующих элементов. Реализация такого подхода подразумевает разработку и создание главной программы развития нефтегазовой отрасли на период до 2030 г., в которой взаимосвязаны все составляющие инструменты управления нефтегазовой отраслью, согласованы экономические интересы всех сторон этого процесса.

Будет ошибочным полагать, что модернизация (обновление) промышленности касается только слабых отраслей. Модернизация в настоящее время актуальна, к примеру, и для такой, казалось бы, благополучной и крепкой отрасли, как топливно­энергетический комплекс. Подчеркнем, что промышленность нефтегазовой отрасли является сложным интегрированным комплексом, включающим газовые, газоконденсатные месторождения, компрессорные цехи и станции, магистральные отводы и газопроводы, а также подземные газохранилища. Тем не менее ведущая позиция газовой промышленности не избавила ее от большинства проблем. В первую очередь к ним относят следующие:

– уменьшение эффективности процесса воспроизводства сырьевой базы газовой промышленности;

– неэффективная политика ценообразования на продукцию нефтегазовой промышленности;

– финансовая дестабилизация (рост неплатежей потребителей);

– дефицит инвестиций;

– недостаточный стимул для инвестиций или его отсутствие сохраняют большие издержки в производстве в газовом комплексе;

– фискально ориентированная налоговая политика, приводящая к уменьшению срока извлечения рентабельных запасов и накоплениям налоговых поступлений;

– недостаточная диверсификация институциональной структуры отрасли, слабоэффективные государственный контроль и регулирование (потерянная выгода инвесторов и страны) [4].

Поэтому механизм управления предприятиями нефтегазового сектора должен соответствовать как задачам развития топливно­энергетического комплекса государства в целом, так и стратегическим целями. Механизмом управления газового сектора концептуально должны учитываться все особенности управления горизонтально­ и вертикально­интегрированными структурами, которые характерны для ТЭК.

Эти обстоятельства подчеркивают острую необходимость совершенствования инструментально­методических аспектов в механизме управления предприятиями нефтегазовой промышленности. По мнению ряда авторитетных источников, нефть сегодня и в обозримом будущем останется главным источником сырья и энергии для промышленности и иных экономических отраслей, использование которых постоянно расширяется и растет одновременно с развитием мировой экономики. К 2030 г. доля газа и нефти в общем составе энергоносителей увеличится до 60–70%. Вследствие этого проблемы, связанные с добычей, разведкой и подтверждением запасов нефти, ежегодно становятся все актуальнее [9].

В связи с этим важно учитывать основные аспекты развития современной российской экономики:

– профессионализм и эффективность в сфере менеджмента компании, позволяющие вовремя решать задачи материального, инженерного и социально­экологического обеспечения;

– постоянство кадрового состава компании, что значительно улучшает ее имидж, позволяет создавать долгосрочные проекты по совершенствованию внутренних социально­трудовых отношений на основе сложившихся традиционных и культурных особенностей определенного региона и активности компании;

– высокий квалификационный уровень персонала и работников компании, для чего необходимо наличие в регионе связей со специализированными учебными заведениями и взаимовыгодное сотрудничество;

– развитие института наставничества, внутренних социально­трудовых взаимоотношений и общественной деятельности;

– стабильное повышение уровня квалификации персонала и работников компании – со своей стороны, бизнес направлен на достижение прибыли, с этой целью необходимо создание потоков доходов, независимых от стабильности или нестабильности рынка, а также рисков политического вмешательства и иных рисков;

– с другой стороны, государство ищет способы привлечения внебюджетных (сверх запланированных бюджетом на текущий период) инвестиций, которые способствовали бы реализации дополнительных, более крупных (возможно, социально значимых) окупаемых проектов без перераспределения финансовых потоков бюджета в ущерб уже реализуемым или назначенным к осуществлению иным инвестиционным проектам.

Ключевые цели финансово­инвестиционного механизма управления нефтедобывающим предприятием включают следующее:

1. Повышение капитала компании:

1.1. В производственной сфере – удерживание имеющейся на данный момент доли рынка, создание условий для дальнейшего развития предприятия, разработки и реализации новых проектов.

1.2. В сфере финансов: изменение способа финансирования настоящей деятельности компании, обеспечение возможности привлечения займов в дальнейшем.

2. Поддержание уровня колебания цен на собственные акции, который необходим для:

– получения прибыли на сделках с собственными акциями;

– сохранения существующих у компании инвесторов, что обеспечивается стабильным и постоянным увеличением курса акций;

– привлечения новых дополнительных инвесторов, которые заинтересованы в покупке уже существующих либо новых выпусков акций;

– покупки акций компании собственным менеджментом по наименьшим ценам.

3. Привлечение стратегического инвестора для налаживания менеджмента, восстановления либо укрепления существующего положения с изменением ее структуры капитала и управления.

4. Перераспределения власти компании посредством дополнительной эмиссии акций.

5. Сохранение и укрепление контроля над компанией посредством вводимых ограничений в обращении собственных акций.

За последнее время финансово­инвестиционный механизм управления экономикой нефтедобывающих компаний ориентирован в общем на снижение затрат. При этом он предполагает:

– внедрение нового экономичного оборудования и инновационных технологий;

– применение наиболее современных организационных концепций и оптимизацию организационной структуры предприятия для снижения общих операционных затрат и увеличения эффективности, к примеру, посредством исключения дублирования управленческих функций в разных структурах внутри нефтедобывающих корпораций;

– применение аутсорсинга для производства тех услуг и продукции, выполнение которых сторонними организациям по определенным причинам оказывается экономичным и более эффективным; а также, наоборот, организация собственного производства той продукции и услуг, которые более оптимально можно осуществлять собственными силами, к примеру, для нефтедобывающих предприятий это может быть строительство своей ТЭЦ для выработки наиболее дешевой электроэнергии для собственных производственных потребностей;

– внедрение рационализаторства и изобретательства на местах среди персонала компании, чтобы повысить общую эффективность работы.

Механизм управления компаниями нефтегазовой отрасли необходимо рассматривать как взаимосвязанную совокупность:

– методов и целей мотивационной системы экономического управления;

– форм и способов стратегического и тактического менеджмента;

– инструментов и способов формирования системы, воздействующих параметров с элементами самоорганизационно­опережающего менеджмента;

– систем обоснованных ограничений административного и финансового характера;

– информационных систем формирования и разработки законодательно­правовой и нормативной базы управленческих решений.

Содержание комплексного механизма управления компанией нефтегазовой промышленности подразумевает единство следующих компонентов:

– функционально­процессные компоненты менеджмента;

– специфические и основные управленческие механизмы (методы, формы, средства, инструментарий);

– ограничения и возможности внутренней и внешней среды (в том числе внешние регуляторы);

– субъект управления (по уровням: государство, единая газовая система, топливно­энергетические компании, региональные газовые предприятия);

– объект управления (система, подсистема, отношения, операции);

– обратная связь.

Подчеркнем, что в комплексном механизме управления корпорацией нефтегазовой отрасли основой является система управления, характеризующаяся особой конфигурацией структуры, уровнем централизации или децентрализации, регламентации и формализации, изменчивостью или стабильностью, закрытостью либо открытостью (восприимчивостью к внешним влияниям или невосприимчивостью) [7].

Итак, механизм управления корпорациями нефтегазовой промышленности должен быть рассмотрен в качестве комплекса взаимосвязанных подмеханизмов, основой которого является организационно­экономический механизм управления.

Организационно­экономический механизм управления компаниями газовой промышленности содержит иерархическую многоуровневую систему ключевых элементов, взаимосвязанных между собой, а также их типовых групп (объектов, субъектов, принципов, способов и инструментов и т.д.), путей их взаимодействия, под влиянием которых гармонизируются экономические отношения государства, представителей высшего менеджмента, персонала, собственников и т.п.

Этот механизм координирует и организует связанные между собой финансовые, производственно­хозяйственные, научные, технологические и структурные процессы в глобальном экономическом пространстве для осуществления важнейших направлений развития бизнеса.

Россия в качестве крупнейшего мирового производителя и экспортера природного газа заинтересована в развитии внешнего и внутреннего рынков, которые обеспечивают привлечение инвестиций для осуществления газовых проектов, способствующих повышению уровня энергетической безопасности страны. При этом прибыль от экспортной деятельности является одним из базовых источников формирования бюджета страны в решении очень важных задач развития газовой промышленности (развитие МСБ, финансирование крупных проектов; создание газотранспортных, газодобывающих и газоперерабатывающих мощностей; развитие смежных отраслей экономики; проведение ГРР, решение социальных программ газификации регионов страны; создание новых рабочих мест и т.д.). Повышение и снижение эффективности сбытовой деятельности отражается на уровне рентабельности ОАО «Газпром» и поступлениях в бюджет страны. Необходимо отметить, что структура затрат производителя природного газа значительно влияет на экономическую эффективность сбытовой деятельности.

Сегодня, согласно результатам проведенных исследований, прирост запасов газа меньше спроса на газ, что значительно уменьшает энергетическую безопасность страны. Установлено, что риска ограниченности топливно­энергетическими ресурсами в российской экономике почти нет, однако риск ограниченности прироста запасов ТЭР впоследствии возможен в полной мере по причине неудовлетворительного объема инвестиций в ГРР.

В подобных условиях появляется объективная необходимость создания целостной инфраструктуры управления нефтегазовой промышленностью России сетевого типа. Это обусловливается высокой концентрацией ресурсов (значительная часть добываемого газа приходится на три крупнейших месторождения, которые расположены недалеко друг от друга и на расстоянии 2–5 тыс. км от потребителей), а также существенной ролью транспортного фактора [5].

Например, на мировом газовом рынке за последние годы можно наблюдать стремительный рост внимания к сжиженному газу (СГ). В итоге технологии совершенствуются, более дешевым становится производство и, следовательно, транспортировка СГ. Сжиженный природный газ становится реальным соперником трубопроводного газа, потому что его востребованность повышается вместе с развитием шельфовой добычи и увеличением расстояния от мест производства до рынков сбыта. Такие процессы подразумевают развитие инструментально-методического комплекса, который в будущем обеспечит развитие механизма управления предприятиями газовой промышленности на базе оптимизации логистических потоков.

Установлено, что при освоении газовых месторождений экономическая политика складывается под влиянием факторов социально­экономической стратегии развития с учетом приоритетов и целей развития страны (см. таблицу).


Возможности добычи газа в России с 2010 по 2030 гг., млрд м3 (прогнозирование)



Таким образом, для осуществления активной экономической политики в первую очередь нужно использовать нижеперечисленные инструменты в механизме управления корпорациями газового хозяйства на макроуровне (внешние регуляторы): государственная поддержка финансирования геологоразведочных работ; создание институционально­правовой основы для благоприятного инвестиционного климата; регулирование внутренних цен на углеводороды; эффективные способы привлечения инвестиционных ресурсов для освоения газовых месторождений; дифференцированная система налогообложения.

В рамках применения аналитических инструментов целесообразно отметить концепцию стратегического менеджмента, являющуюся фундаментальным элементом системы управления газовых компаний. В основу разработки системы корпоративного (стратегического) управления компанией газовой отрасли на базе системы сбалансированных показателей положен алгоритм, который учитывает совокупность частных и основных обобщающих показателей.

Вопрос об исследовании функций управления корпорациями нефтегазовой промышленности в условиях модернизации отечественной экономики является особенно значимым и трудоемким. Он тесно связан с решением проблем совершенствования системы руководства научно­технической и производственно­сбытовой деятельностями вертикально интегрированных систем газового хозяйства, а также организации менеджмента. Вместе с этим нужны такие экономические рычаги и инструменты, которые обеспечили бы эффективное выполнение управленческих функций в полном объеме, тем самым образуя единый управленческий механизм.

Оптимизация налогообложения нефтедобывающей корпорации является одним из действенных механизмов ее финансово­инвестиционного управления в российской действительности. Он реализуется посредством трансфертных цен – специальных цен, которые действуют внутри большой вертикально интегрированной нефтяной компании при расчетах между ее подразделениями, с помощью чего она способна избежать государственного валютного тарифного контроля, ограничений по прибыльности операций; оптимизировать налогооблагаемую базу и т.п. Трансфертные цены могут быть как на 10%, так и в некоторое количество раз меньше реальных рыночных цен на аналогичные товары по похожим сделкам.

Итак, с одной стороны, централизация финансовых и товарных потоков в вертикально интегрированных нефтяных компаниях увеличивает эффективность управления ее коммерческой и производственной деятельностью, но с другой – перераспределение за счет трансфертного ценообразования финансового результата ущемляет государственные интересы, поскольку существенная часть бюджетных поступлений приходится на добывающий сектор экономики.

Поэтому построение эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора имеет достаточно весомое значение. С одной стороны, такая система должна обеспечивать получение природной ренты государством, которая генерируется во время добычи минерального сырья, а также иных налогов, с другой – сохранять необходимые стимулы для инвестиций в этот сектор, отвечать потребностям долгосрочного развития. Специфика нефтедобывающего сектора состоит в том, что в первую очередь государство является собственником недр, из которых извлекается нефть. В связи с этим закономерно, что его часть дохода от добычи нефти должна быть значительно больше. Во­вторых, нефтедобывающей отрасли свойственны серьезные инвестиционные риски, которые связаны с длительным сроком окупаемости, реализацией геологоразведочных работ, а также высокой капиталоемкостью производства и колебаниями мировых цен на нефть [1].

Инновационно ориентированная модель развития экономики для большого количества нефтедобывающих компаний является приоритетной. Вместе с тем необходимо законодательное подкрепление цели по формированию современной инновационной инфраструктуры также и на федеральном уровне. Суть в том, что на данный момент в федеральном законодательстве сами понятия «инновационный продукт», «инновации» отсутствуют. В связи с этим будет целесообразным ускоренное принятие федерального закона «Об инновационной деятельности». Помимо этого в масштабах страны должны быть определены дополнительные меры бюджетного и налогового стимулирования инновационного экономического сегмента.

В сфере нефтегазового комплекса восприятие бренда фирмы с точки зрения потребителей ее продукции получает все более значимую роль в современной системе производственно­финансовых отношений. Если у компании есть сильный бренд, хороший имидж, то это существенным образом помогает установить благоприятные взаимоотношения между участниками рынка, облегчить вопросы поиска и установления деловых контактов, сформировать развитую коммуникационную сеть, усовершенствовать цельность восприятия рынка, способствует росту прозрачности партнерских отношений.

Сильный, хороший имидж нефтедобывающего предприятия становится важнейшим стратегическим достоинством на рынке.

Нефтегазовая отрасль России является самым значимым источником инвестиций в стране. Лишь рост производства, экспорта нефти и углубленная разработка эксплуатируемых нефтяных месторождений на базе использования инновационных технологий и активное освоение новых месторождений в перспективе даст возможность государству в целом и отечественным нефтяным компаниям в частности сохранить объемы экспорта и добычи нефти и обеспечить подходящие темпы его роста.

Необходимость инноваций отмечается и в новых регионах роста нефтедобычи: в Тюменской области, а также в Восточной Сибири. Примерно 65% разведанных запасов российской нефти находятся в труднодоступных месторождениях, причем среди них достаточно высокий процент содержания высоковязкой нефти, для добычи которой требуется использование специфических инновационных способов.

Для стимулирования инновационного развития нефтеперерабатывающей отрасли в России и экспорта конечных нефтепродуктов, а не сырой нефти, необходимо скорректировать внутрироссийскую цену на нефть и налоговую систему в нефтегазовом секторе страны таким образом, чтобы чистый доход отечественных нефтедобывающих корпораций, которые они получают от продажи одной тонны нефти, был бы равен как на внутреннем, так и на мировом рынке. При этом цены на нефть на внутреннем рынке должны быть установлены в соответствии с существующим и прогнозируемым рыночным предложением и спросом, а не в зависимости от затрат по ее реализации и добыче.

Инновационное развитие нефтедобывающего комплекса может иметь место лишь в том случае, если оно будет сопряжено с существенными изменениями в административной, государственной, таможенной, а также налоговой политике. Активное принятие участия государства в создании транспортной инфраструктуры, опережающая геологоразведка новых месторождений, изменение организационно­экономических условий работы нефтедобывающей отрасли, строительство нефтеперерабатывающих мощностей, политическая и дипломатическая государственная поддержка компаний нефтегазового сектора на международных рынках – все это является основными задачами. Их необходимо решать при осуществлении долгосрочной стратегии развития экономики, усилении экономических и геополитических позиций России в мире.


Литература

1. Азиева Р.Х. Разработка механизма управления нефтяным комплексом на мезоуровне: монография. Нальчик: ИИПРУ КБНЦ РАН: 2010.

2. Бутова Т.В, Филатова Т.В., Агарунов А.А. Управление социальной ответственностью бизнеса на примере нефтегазовых компаний // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2013. № 3 (37).

3. Бутова Т.В., Закарян А.А., Пахомов Ю.Д., Солтан Ю.Д. Корпоративная социальная ответственность нефтяных компаний (приоритеты и выгоды) // Трубопроводный транспорт. 2012. № 2 (30).

4. Бутова Т.В., Панина О.В. Зарубежный опыт принятия решений в области энергоэффективности // Трубопроводный транспорт. 2011. № 4 (26).

5. Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики. 2010. № 6.

6. Пухова М.М. Использование зарубежного опыта корпоративного управления российскими компаниями (на примере Кодекса корпоративного управления) // Вопросы экономических наук. 2007. № 4 (8).

7. Пухова М.М. Проблемы применения корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в России // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. Г.С. Мерзликиной. Вып. 7. Волгоград: ВГТУ, 2009.

8. Рагулина Ю.В. Предпосылки формирования теории и практики управления знаниями // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 2.

9. Салихов М.Х. О содержании механизмов управления экономикой нефтедобывающих компаний // Сегодня и завтра российской экономики: научно­аналитич. сб. 2011. № 1–2.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова