ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 336.025


С. В. Кочетов,
аспирант Московской академии
предпринимательства при
Правительстве Москвы, Россия;
e-mail: kcv2@mail.ru
Финансовая разведка России
в международной системе
противодействия легализации
(отмыванию) преступных
доходов и финансированию
терроризма

Аннотация

Цель работы. Анализ организационно-правовых основ и практики противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы международного сотрудниче- ства и межведомственного взаимодействия в сфере ПОД/ФТ.

Материалы и методы. Исследована концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, деятельность Росфин- мониторинга по выявлению «карусельных» товарных схем, псевдоимпорта, схем с завышением цены на им- портируемые товары.

Результат. Обобщен и проанализирован опыт работы Росфинмониторинга по международному сотруд- ничеству в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Заключение. Исследование может быть использовано правоохранительными органами в работе по вы- явлению незаконных финансовых операций.

Ключевые слова: международные отношения, финансовая разведка, финансовые махинации, преступ- ные доходы, оффшор, фирмы-однодневки.


Одной из основных задач финансовой разведки России является взаимодействие с компетентными органами иностранных государств, включая осуществление информационного обмена.

В июне 2002 г. Росфинмониторинг стал членом группы «Эгмонт» – профессионального сообщества финансовых разведок мира, объединяющего более 120 ПФР. Группа создавалась в 1995 г. для оперативного информационного обмена между всеми подразделениями национальных ведомств, выполняющих функции финансовой разведки. Свое название группа получила по названию дворца Эгмонт­Аренберг в Бельгии, где проходило ее первое заседание.

Став полномочным членом FATF и группы «Эгмонт», Россия сама принимает активное участие в разработке международных стандартов в сфере ПОД/ФТ и их всемерном распространении, прежде всего в Евразийском регионе. Таким образом создаются, в частности, необходимые условия для успешного функционирования национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая в условиях глобализации не может действовать эффективно в автономном режиме.

Концепцией национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусмотрены следующие направления укрепления международного сотрудничества в данной сфере:

– участие в международных договорах и работе специализированных международных организаций;

– заключение межгосударственных соглашений об обмене информацией о собственниках организаций, находящихся в юрисдикции других государств, в том числе в оффшорных юрисдикциях;

– участие в разработке организационных основ ЕАГ (Евразийская группа по легализации преступных доходов и финансированию терроризма) и содействие ее становлению и полноценной деятельности;

– оказание содействия соответствующим органам государств.

В рамках группы члены-участники заключают двусторонние соглашения о взаимодействии и получают право использовать для направления информационных запросов и ответов защищенную компьютерную сеть «Эгмонт». Для всех подразделений финансовой разведки крайне важен момент защиты информации, что гарантирует «Эгмонт»: преградой для несанкционированного доступа к закрытому каналу служит сложная процедура аутентификации и шифрование всех сообщений. Не менее важен и другой аспект – оперативность: сеть «Эгмонт» обеспечивает мгновенность доставки сообщений, что имеет принципиальное значение, особенно при расследовании дел о финансировании терроризма, когда требуется как можно быстрее остановить финансовую операцию.

Вступление Росфинмониторинга в группу «Эгмонт» открыло для финансовых разведчиков России доступ к базам данных стран – участниц этой организации. В первый же год Cоглашения о сотрудничестве были подписаны с Бельгией, Италией и Чехией, с 2003 г. началась активная совместная работа с финансовыми разведками Великобритании, Панамы, Польши, США, Украины, Франции и Эстонии. В 2004 г. начался обмен информацией с партнерами на Кипре, в Венесуэле, Колумбии, Латвии, Люксембурге, Словении, Швеции и Финляндии. На сегодня Росфинмониторинг заключил двусторонние соглашения о тесном информационном взаимодействии с финансовыми разведками 51 страны мира. И эти документы работают. С каждым годом поток международных запросов растет: с 300 в 2004 г. до 2,5 тыс. в 2012 г. Увеличивается и количество международных расследований с участием Росфинмониторинга, инициированных как российской стороной, так и зарубежными партнерами. Не только в России, но и за рубежом расследование преступлений, связанных с легализацией доходов, весьма сложный и трудоемкий процесс. Тем ценнее результат, когда материалы ложатся в основу обвинительного приговора суда или удается вернуть в доход государства похищенные преступниками деньги. Совместная работа финансовых разведок мира по расследованию различных схем отмывания денег, особенно если есть положительный результат, – сильнейший объединяющий фактор. На конкретных делах завязываются профессиональные связи, после удачных дел разведчики продолжают тесное сотрудничество. Такой же эффект имеет работа по внедрению новых методик, аналитических программ или инструментов, созданию типологий [1].

За 11 лет сотрудничества с группой «Эгмонт» в Росфинмониторинге проведены сотни международных финансовых расследований, связанных с самыми разными сферами криминального бизнеса: наркобизнесом, терроризмом, незаконной банковской деятельностью, коррупцией, мошенничеством, незаконным приобретением недвижимости и т.д. Эффективность расследований, проводимых в Росфинмониторинге совместно с зарубежными подразделениями финансовой разведки, высока. Так, по этим материалам правоохранительные органы ряда стран конфисковали свыше 14 млн долл. США, было заморожено свыше 650 тыс. евро, в России эта информация позволила заблокировать свыше 320 млн руб. на счетах юридических лиц.

Одно из таких расследований, которое Росфинмониторинг проводил в команде с финансовыми разведками Болгарии и Эстонии, затрагивало проблему оттока капитала. Поводом послужил запрос от эстонских коллег в отношении российских граждан, жителей Санкт­Петербурга, зарегистрировавших в Эстонии две компании. На их счета поступили многочисленные переводы крупных сумм денежных средств от российских организаций под предлогом оплаты товаров по различным контрактам. При этом никакие грузы таможенную границу Российской Федерации не пересекали. Деньги, приходившие на эстонские счета, дробились: часть снималась наличными, остальная направлялась в адрес иностранных компаний. Всего за несколько месяцев со счетов было снято наличными более 150 млн евро. В ходе финансового расследования Росфинмониторинг заподозрил, что фигурантами создана и используется в противоправных целях схема лжепредпринимательской и незаконной банковской деятельности, включающая в себя несколько иностранных компаний, более 10 российских организаций и несколько десятков российских граждан. В течение полутора лет один из фигурантов получил от российских фирм­однодневок деньги для перевода в Эстонию якобы за ценные бумаги, а затем с использованием пластиковых карт нескольких банков снял наличными более 220 млн руб. Другой фигурант в это время по такой же схеме обналичил более 180 млн руб. Полученные материалы были направлены эстонским партнерам и в российские правоохранительные органы и стали основанием для возбуждения уголовного дела по подозрению в отмывании преступных доходов. Впоследствии Росфинмониторинг вновь вернулся к этому делу, смог выявить новых участников подозрительных финансовых операций, связанных с переводом денежных средств в Эстонию, Болгарию, а также в Финляндию. Финансовые разведчики России установили, что со счета одной из фирм Санкт­Петербурга, подконтрольной фигурантам, в адрес ряда болгарских организаций переведено более 50 млн долл. и более 150 млн евро. Эта информация помогла ПФР Болгарии задержать двух участников противоправной схемы. На счетах болгарских фирм было арестовано, а затем конфисковано более 8 млн долл. и 6,5 млн евро. Сработали по этим материалам и российские правоохранительные органы: началось расследование уголовного дела незаконной банковской деятельности, на счетах ряда фирм удалось заблокировать более 320 млн руб., изъять значительное количество документов. Важная часть сотрудничества Росфинмониторинга с коллегами из «Эгмонта» – участие в профильных рабочих группах по развитию, правовым вопросам, информационным технологиям, оперативному взаимодействию, по обучению персонала ПФР, в том числе по подготовке сборников типологий.

Одна из серьезных задач – расширение состава группы за счет приема новых ПФР. Росфинмониторинг активно помогает коллегам из стран СНГ и Восточной Европы в этом вопросе, понимая, что чем шире связи «Эгмонта», тем плотнее сеть информационного обмена и сотрудничества финансовых разведок, а значит, больше шансов добиться результатов в противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Благодаря поддержке Росфинмониторинга в «Эгмонт» смогли вступить ПФР Украины, Сербии, Черногории, Молдавии, Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Азербайджана и Узбекистана. Сейчас члены группы «Эгмонт» все шире трактуют задачи группы, не ограничиваясь только решением узкопрофессиональных вопросов [2].

На пленарном заседании в Картахене в Колумбии было решено активнее работать с FATF, особенно по стандартам, которые прямо или косвенно затрагивают деятельность финансовых разведок. Эту позицию разделяет и Россия. Росфинмониторинг как член FATF принимает участие в пленарных заседаниях, в заседаниях рабочих групп, которые идут параллельно с пленарными, в работе различных экспертных групп.

Наработки финансовой разведки помогли правоохранительным органам привлекать мошенников, похищавших сотни миллионов рублей из бюджета на эфемерные производства детского питания, лекарств, продуктов и т.д. Были аферисты, которые умудрялись в течение нескольких суток прокрутить беспроцентный заем, «создать» десятки производств с оборудованием и закупленным сырьем и вернуть деньги обратно. А затем создавали видимость продажи и, не потеряв ни копейки, претендовали на многомиллионные суммы возмещения НДС из федеральной казны. В одной такой истории фирма создала 50 фиктивных производств: взяла заем на 154 млн руб., тут же вернула, а в итоге буквально из воздуха получила столько же из бюджета.

Результаты деятельности аналитиков Росфинмониторинга активно использовали и зарубежные коллеги, особенно по схемам оффшорного бизнеса, по линии международных экономических отношений. Эти типологии имеют транснациональный характер: вывод (ввод) капитала, веерное разбрасывание средств, выведенных в оффшорные юрисдикции. В Росфинмониторинге были созданы несколько типологий оффшорного транзита, связанного с перекачкой международных средств через несколько государств «отскоком», как от зеркала, с последующим выводом в оффшор. Одно из таких дел расследовалось совместно с ПФР Франции.

Из Франции в течение короткого промежутка времени огромные средства 5–6 траншами проходили через счет местной компании в другое иностранное государство через Россию. При этом межбанковские отношения между странами, где работают плательщик и получатель, существуют, но почему­то эти деньги предпочли «прогнать отскоком» через наше государство. На каждом этапе цепочки деньги «таяли» примерно на 10%. Предположение о том, что компании втянуты в некую неблаговидную деятельность и берут свой процент, комиссию за участие в отмывании, подтвердилось. Представление было связано с квотами на охрану окружающей среды. Проводку сделали, чтобы показать видимость некой проделанной работы, чтобы к освоению средств подключились и другие компании, оказывались какие­либо консультации, консалтинговые услуги и т.д., а в конечном итоге похитить деньги из бюджета Франции и перевести эти средства на Кипр, Бермуды, Багамы с тем, чтобы впоследствии вернуть их в легальный оборот.

В 2010 г. аналитическое направление финансовой разведки России обрело новое качество – было создано Управление макроанализа и типологий. Модернизация программных продуктов, разработанных при участии финразведки, современные аналитические инструменты позволяют по­новому взглянуть на базы данных, ранжировать по различным признакам экономическое положение России по географическому и отраслевому принципу, анализировать межрегиональные и международные отношения. Все это относится к новому направлению деятельности – макроанализу и статистике. Специально созданные программные средства дают возможность оперативно отследить любые аспекты финансовой деятельности (ввод, вывод, виды платежей и т.д.), увидеть подозрительные изменения как по каждому региону России или федеральному округу, так и по всей стране в целом, включая международные финансовые потоки. Настроена программа и на изучение финансовых потоков, движение бюджетных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов.

Задачи перед FATF стоят масштабные – определять зоны риска по всему миру, темные дыры, куда уходят незаконные доходы. В одиночку даже с теми полномочиями, что есть у FATF, справиться невозможно, поэтому на протяжении последних 20 лет создавались региональные организации по типу FATF на различных континентах, а на некоторых континентах по две, три такие группы, как, например, в Африке. В этих группах проводится работа по контролю выполнения странами – участницами стандартов FATF. Россия активно участвует в этом процессе и прежде всего по странам Евразийского региона. По инициативе и при финансовой поддержке Российской Федерации в октябре 2004 г. создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма – организация по типу FATF на региональной площадке с участием России, Беларуси, Казахстана, Китая, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Индии. В Секретариате ЕАГ работают сотрудники Управления международных связей и Юридического управления Росфинмониторинга. Все они имеют высокий уровень экономической, лингвистической и правовой подготовки, есть выпускники МГИМО, Академии внешней торговли, Финансовой академии, МГУ, все разбираются в международно­правовых вопросах и в совершенстве владеют несколькими иностранными языками.

Большинство рабочих групп ЕАГ осуществляют свою деятельность под представительством и при активном участии представителей Росфинмониторинга. Особенно заметен вклад финансовой разведки России в разработку методик международных финансовых расследований, типологий преступлений, связанных с транснациональными финансовыми и товарными потоками. Семинары по типологиям на площадке ЕАГ с участием экспертов Росфинмониторинга проходили в ноябре 2005 г. в Москве, в ноябре 2006 г. в Шанхае совместно с FATF, в октябре 2007 г. в Алма­Ате. Росфинмониторинг по поручению ЕАГ проводил исследование по использованию внешнеторговых операций для легализации преступных доходов. Причем это исследование основывалось не только на собственных наработках. Материалы предоставили подразделения финансовой разведки Беларуси, Киргизии, а также Турция (наблюдатель ЕАГ), Словения и Эстония. Доклад по этой проблематике прозвучал на пленарном заседании ЕАГ в декабре 2009 г. в Гуйлине [4].

Российские аналитики обобщили весь имеющийся опыт, выделили ключевые схемы отмывания денег: «карусельные» товарные схемы, псевдоимпорт, схемы с завышением цены на импортируемые товары, один из вариантов – так называемый трансферпрайсинг, включение в схему расчетов оффшорной компании с целью намеренного искажения ценообразования и сокрытия налогов. Было уделено внимание и проблемам, которые пока не охвачены законодательством, остаются вне рамок правового поля финансовых рынков. Это прежде всего использование альтернативных платежных систем электронных денег, в частности платежной системы WebMoney, для целей оплаты внешнеторговых закупок. Рамки ЕАГ позволяют обсуждать и вопросы двусторонних отношений. К примеру, вместе с китайскими партнерами мы работаем над проблемой импорта товаров в Россию по поддельным документам. Наши аналитики установили, что товары широкого потребления (одежда, обувь, канцтовары и т.д.) поставляются в Россию контрабандой и реализуются на нашей территории. За этой схемой скрывается не только контрабанда, но и лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность.

Коллеги по ЕАГ часто приезжают в Росфинмониторинг учиться, изучают, как решаются организационные вопросы, как работает наша система аналитики, как действует информационно­технологический блок, как налажен процесс противодействия финансированию терроризма. В этой части российские специалисты абсолютно открыто делятся программными наработками. Следует отметить, что такая взаимопомощь, активный обмен не только оперативной информацией, но и практическим опытом организации работы характерны в целом для сообщества финансовых разведок мира. С 2003 по 2012 г. Росфинмониторинг получил техническое содействие по линии проекта Совета Европы MOLI­RU прежде всего в виде организации обучающих семинаров и ознакомительных визитов в передовые ПФР стран Европы. Постоянным руководителем этого проекта являлся Саймон Годдард, возглавлявший в свое время ПФР Великобритании. К реализации проекта MOLI­RU привлекались наиболее авторитетные специалисты в сфере ПОД/ФТ. Реализация этих проектов была полезна и необходима для Росфинмониторинга в плане ознакомления с лучшим международным опытом и установления более близких контактов с ведущими ПФР мира, а также для наших зарубежных партнеров, в том числе для снятия определенного недоверия, связанного с пребыванием России в «черном» списке FATF. Признанием высокого профессионализма сотрудников Росфинмониторинга стало их привлечение к участию в оценочных миссиях FATF в Украине, Турции, Китае.

Вывод. Финансовая разведка России – неотъемлемая часть международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Сотрудничество с зарубежными коллегами, в том числе проведение совместных финансовых расследований, работа над созданием на европейском пространстве группы по типу FATF, активная помощь странам СНГ в выполнении рекомендаций FATF – все это обеспечило признание Росфинмониторинга как одного из ведущих подразделений финансовой разведки мира, вносящего свой вклад в международную борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.


Литература

1. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность банковской деятельности. М.: Маркет ДС, 2008.

2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. М.: Питер, 2003.

3. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Эксмо, 2005.

4. Иванов Э.А. Система международно­правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.: КНОРУС, 2008.

5. Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ИД «Городец», 2006.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова