ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 655


И. Г. Ларионова,
соискатель ученой степени кандидата
экономических наук кафедры мировой
экономики и менеджмента, Кубанский
государственный университет,
г. Краснодар, Россия;
e-mail: lik_05@bk.ru
Квазиинтеграция
в полиграфическом бизнесе:
реалии и перспективы

Аннотация

Цель работы. В полиграфической сфере происходят процессы структурных преобразований. Для со- хранения конкурентоспособности предприятий и отрасли необходимо использование новых организацион- ных форм межфирменного взаимодействия. Обоснованы возможности использования квазиинтеграционных форм межфирменного сотрудничества в полиграфическом бизнесе.

Материалы и методы. Анализ модели квазиинтеграционного сотрудничества между полиграфическими фирмами и динамики объемов выполненных работ в полиграфической отрасли.

Результат. Российский полиграфический бизнес имеет потенциал для эффективного развития за счет использования внутрифирменных резервов и квазиинтеграционного взаимодействия, которое позволит со- хранить предприятиям конкурентоспособность.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы полиграфическими предприятиями для развития бизнеса.

Ключевые слова: квазиинтеграция, межфирменное сотрудничество, полиграфический бизнес, конку- рентоспособность, производственные мощности.


В связи с тем, что в полиграфической сфере происходят процессы структурных преобразований, для сохранения конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и отрасли в целом необходимо использование новых организационных форм межфирменного взаимодействия. Целью данной статьи является обоснование возможности использования квазиинтеграционных форм межфирменного сотрудничества в полиграфическом бизнесе. Вопросы сотрудничества и межфирменного взаимодействия активно обсуждаются в настоящее время, однако тема разработки механизмов такого взаимодействия остается актуальной.

Процессы децентрализации в полиграфической отрасли приводят к появлению большого количества мелких и средних предприятий, у которых возникают многочисленные проблемы в приобретении оборудования для печати, в достижении необходимого качества выпускаемой продукции, в обеспечении квалифицированными кадрами. Закономерно возникает вопрос: возможно ли использовать преимущества новых организационных форм, основанных на сетевом взаимодействии, когда недостающие ресурсы или возможности можно восполнить за счет интеграционных процессов между отдельными самостоятельными фирмами?

Исследования, проведенные такими специалистами, как Г. Динз, Ф. Крюгер, С. Зайзель, показывают, что общие черты, присущие различным отраслям, а также общие характеристики между ними демонстрируют закономерности, которые позволяют объяснять и прогнозировать изменения, происходящие и в других отраслях [1, c. 18].

В отличие от иных отраслей промышленности, в которых регулярно проводятся аналитические исследования рынка и малейшие колебания экономических показателей служат для ряда компаний руководством к действию, в полиграфии подобного мониторинга не осуществляется. Полиграфическое производство можно рассматривать в качестве своеобразного индикатора состояния экономики, поскольку любые изменения в различных сегментах рынка сказываются на объемах выпускаемой полиграфической продукции, на изменениях ассортиментного перечня, на уровне платежеспособности полиграфических фирм.

Современное состояние полиграфического бизнеса характеризуется тенденцией сокращения совокупных тиражей изданий, снижением экономической эффективности производства печатной продукции, стоимостным ростом всех видов используемых ресурсов. Сегодня уже можно сделать вывод о том, что произошедшие процессы вносят изменения в дальнейшее развитие всего издательско­полиграфического комплекса страны. В предпринимательской среде активно обсуждается проблема жизненности ежедневных газетных изданий в качестве источника новостей и рекламы, а следовательно, конкурентоспособности сложившейся системы децентрализованной печати. В книгоиздании поднимается вопрос о рациональности принципа централизованного тиражирования с последующим распространением печатной продукции. Увеличивается использование такого вида работ, как «печать по требованию», что позволяет оптимизировать тиражи и сроки печати, исключить последующие проблемы с распространением готовой продукции. Значительная часть типографий уже адаптировалась к произошедшим изменениям после кризисной ситуации 2009 г., это выражается в достижении докризисных объемов печати отдельными полиграфическими предприятиями. В сфере производства печатной продукции наблюдается определенный баланс спроса и предложения, который установился за счет частичной консервации производственных мощностей, а также закрытия некоторых полиграфических предприятий.

По итогам 2011–2012 гг. наблюдается определенная стабилизация на российском полиграфическом рынке, которая позволяет его участникам более позитивно оценивать предстоящее будущее (рис. 1). Данный факт свидетельствует о том, что говорить о конце «эпохи Гуттенберга» преждевременно [3, c. 11].



Рис 1. Динамика уровня объемов выполненных работ в российской полиграфической отрасли


В сложившихся условиях значительно возрастает ценность использования межфирменных форм взаимодействия, позволяющих гибко реагировать на любые изменения в бизнес-среде. Некоторые современные организационные формы базируются на отношениях сотрудничества между юридически независимыми компаниями, работающими как в смежных отраслях, так и в одной отрасли, при этом сотрудничество может происходить в виде процесса использования недостающих возможностей за счет ресурсов партнеров. Также возможна передача контроля управления определенной части активов юридически независимых компаний при отсутствии контроля над их собственностью, то есть компании вступают в квазиинтеграционное взаимодействие. Возникновению квазиинтеграционной формы сотрудничества способствует наличие необходимости в отдельных фирмах передачи функции контроля управления некоторой частью активов определенной компании, имеющей более выгодное положение на рынке. С одной стороны, квазиинтеграционную форму сотрудничества можно рассматривать как отношения между юридически самостоятельными фирмами, с другой – как объединение юридически независимых компаний, добровольно дающих согласие на осуществление контроля над управлением их активами. В результате такого взаимодействия может возникнуть гибридная структура, основанная на более длительных контрактных отношениях. При этом стороны сохраняют свою автономность, но их действия основаны на строгом выполнении договорных условий, что позволяет исключить непредсказуемое поведение участников и обеспечить адаптацию к изменяющимся обстоятельствам в условиях неопределенности.

Квазиинтеграционное взаимодействие обеспечивает некоторые выгоды вертикальной интеграции и способствует сближению интересов между покупателем и продавцом. Это, в свою очередь, облегчает достижение специализированных соглашений, ведет к снижению стоимости единицы продукции, сокращает риск колебаний предложения и спроса. По мнению М. Портера, основой общности интересов является репутация фирмы, предоставление информации, более регулярные контакты между менеджерами, а также прямая финансовая заинтересованность друг в друге [2, c. 409]. Результатом подобного сотрудничества может быть снижение издержек, которые могли присутствовать при полной интеграции, в то же время создаются предпосылки, позволяющие избежать необходимости в осуществлении всех капиталовложений, требуемых для интеграционных процессов.

Квазиинтеграционную форму сотрудничества следует рассматривать как альтернативу полной интеграции. Ключевая проблема состоит в том, насколько общность интересов отдельных компаний достаточна для достижения преимуществ, оправдывающих снижение издержек по сравнению с полной интеграцией. Для оценки целесообразности этой стратегии необходимо анализировать каждый вид преимуществ и издержек в условиях конкретного бизнеса.

Тенденции развития российского издательско­полиграфического комплекса свидетельствуют о дальнейшей децентрализации этой структуры, следовательно, эффективность процессов полной интеграции в полиграфическом бизнесе вызывает сомнение. В таких условиях использование сотрудничества в форме квазиинтеграции позволит отдельным полиграфическим компаниям регулировать потоки заказов, более оптимально использовать имеющиеся производственные мощности, а также противостоять демпингу в ценовой политике. Отношения между полиграфическими фирмами – участниками квазиинтеграционного сотрудничества должны базироваться на договорной основе. Эффективность краткосрочного взаимодействия в этом случае выше по сравнению с долгосрочным сотрудничеством, так как необходимость в подобных процессах возникает, как правило, либо на период выполнения конкретного заказа, либо на период осуществления определенного проекта. Многопрофильная полиграфическая фирма, имеющая более устойчивое финансовое положение, заключает договоры с отдельными типографиями на выполнение определенных работ. Типографии, в свою очередь, имея производственные площади, полиграфическое оборудование и квалифицированные кадры, выполняют печатные работы в соответствии с условиями заключенного договора. Такое сотрудничество позволяет снижать издержки на разных этапах производственного процесса. Анализируя модель квазиинтеграционного сотрудничества между полиграфическими фирмами, можно сделать вывод, что наряду с горизонтальными связями между фирмами­смежниками необходимо также включать в процесс взаимодействия поставщиков оборудования и расходных материалов (рис. 2), так как в этом случае можно использовать системы дисконтов на поставку оборудования и расходных материалов.



Рис. 2. Модель квазиинтеграционного сотрудничества между полиграфическими фирмами


Таким образом, использование квазиинтеграционных форм сотрудничества в полиграфическом бизнесе позволит:

– определить ключевые направления услуг и типов печатной продукции с наибольшим потенциалом роста;

– понять последствия трансформации отрасли (разукрупнение предприятий, слияние и поглощение фирм, изменение рентабельности);

– изучить факторы роста и успехи компаний из разных сегментов полиграфического рынка;

– составить представление об оборудовании и программном обеспечении, которые используются при различных видах печати;

– проводить мониторинг потребительского спроса, для прогнозирования изменений как на общеотраслевом уровне, так и на уровне отдельных полиграфических фирм;

– оценить возможности оборудования и программного обеспечения для цифровой печати в процессе реализации таких функций, как отправка заказа по Интернету, а также печать переменных данных.

Итак, российский полиграфический бизнес имеет потенциал для эффективного развития не только за счет использования внутрифирменных резервов. Новая форма взаимоотношений юридически независимых полиграфических предприятий позволит сохранить конкурентоспособность отечественной полиграфии. С нашей точки зрения, квазиинтеграционное взаимодействие в полиграфическом бизнесе можно рассматривать в качестве одного из вариантов дальнейшего межфирменного сотрудничества в данной отрасли.


Литература

1. Динз Г., Крюгер Ф., Зайзель С. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 252 с.

2. Портер М. Конкуренция стратегии: Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011. – 453 с.

3. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития / под ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. – 112 с.

4. Johnston J. Expanding the marriage metaphor in understanding long­term business relationships // Journal of Business and Industrial Marketing 2006. Vol. 21. N 7.P. 446–452.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова