ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 658


А. И. Анпилов,
кандидат экономических наук,
Генеральный директор ООО «Фирма
«ИнтерОптСервис», Россия;
www.ios-electro.ru
К. Г. Фролов,
аспирант, Московская академия
предпринимательства при
Правительстве Москвы, Россия;
e-mail: k.g.frolov@gmail.com
Пути экономического
и организационного
совершенствования
развития малого
предпринимательства

Аннотация

Цель работы. Издержки малого бизнеса остаются высокими, значительная доля предприятий находится в кризисном состоянии. Рост производства малых предприятий ограничивается недостаточным спросом на продукцию, неопределенностью экономической ситуации в стране, кризисными явлениями. Обоснована не- обходимость бюджетной и налоговой поддержки, принятия национальной программы развития малого пред- принимательства.

Материалы и методы. Анализ законодательства, федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства выявил неэффективность этих мер. Необходимо расширение производствен- ной и ресурсной базы, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, при- менение интегрального показателя определения эффективности поставок промышленной продукции, совер- шенствование кооперированных поставок, взаимодействие малого бизнеса и крупных предприятий в рамках национальной промышленной политики.

Результат. Необходимо правовое обеспечение поставок продукции для формирования системы эконо- мических отношений между государством, регионами, субъектами хозяйствования и товаропроводящими се- тями. В национальной программе развития малого предпринимательства необходимо уточнить проведение социально-экономических мероприятий по использованию местных ресурсов, увеличению загрузки произ- водственных мощностей, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы местными и федеральными органами власти при формировании мер по поддержке малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, экономика предприятия, поставка продукции, обрабатывающее производство, экономическая политика.


Национальная экономика России, возможности ее интеграции в мировую экономику неразрывно связаны с развитием малого предпринимательства. Преимущества малого предпринимательства обусловлены его гибкостью, маневренностью, близостью к ресурсам (источникам) саморазвития. Наряду с экономическими преимуществами малое предпринимательство выполняет значительные социальные функции, увеличивая занятость населения и обеспечивая разнообразные потребности в товарах и услугах на местном уровне.

В самом начале рыночных преобразований в нашей стране многие надежды по стабилизации экономики, ее структурной перестройке, решению проблем занятости связывались именно с развитием малого предпринимательства: предполагалось, что в течение достаточно короткого периода времени будут созданы 2,5–3 млн малых предприятий, занятость на которых составит не менее 22–24 млн человек. Но пока малый бизнес не оправдал возлагавшихся на него надежд, прежде всего, в сфере промышленных поставок продукции, занятости и развития местных услуг [1].

По данным опроса руководителей малых предприятий обрабатывающих производств, основными факторами, ограничивающими рост производства, являются недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем и внешних рынках, неопределенность экономической ситуации, обусловленной кризисными явлениями (см. таблицу).


Оценка основных факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях обрабатывающих производств, %.


Источник: По данным опроса руководителей малых предприятий в 2009 г.; Малое и среднее предпринимательство в России 2010: стат. cб. М.: Росстат, 2010. [3, с. 117].


Свыше 40% респондентов отметили недостаток финансовых средств и высокий уровень налогообложения. В числе ограничивающих факторов развития малых предприятий: изношенность и отсутствие оборудования, высокий процент коммерческого кредита, недостаток квалифицированных рабочих. Отмечается и такой фактор, как отсутствие или несовершенство нормативно­правовой базы.

Одним из действенных механизмов государственной экономической политики, как показывает зарубежный и отечественный опыт, является использование различных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, развития местного самоуправления. Здесь важно поддержать процесс формирования договорных отношений между субъектами хозяйствования, подключить систему кредитования оборотных средств, аренды.

Анализ федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства показывает наличие таких существенных недоработок, как:

– нечеткость определения конечных целей, что делает невозможным контроль за их достижением;

– неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов, и их ресурсная необеспеченность;

– нескоординированность мер поддержки, осуществляемых на разных уровнях принятия решений и по разным направлениям.

Сегодня Россия и развитые страны сталкиваются с последствиями финансового кризиса, рядом проблем в развитии малого предпринимательства. Малые и средние предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Среди основных проблем отмечаются наличие бюрократических процедур, нехватка финансовых ресурсов на продвижение своего товара и услуг на рынок, меньшие возможности доступа к государственным заказам по сравнению с крупными компаниями.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209­ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] стимулировал разработку федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса. Однако несмотря на конкретизацию бюджетных средств, направляемых на реализацию конкретных мероприятий, большая часть мероприятий недофинансировалась. Финансовый кризис 2008–2009 гг. внес существенные коррективы в возможности финансовой поддержки малого предпринимательства.

К настоящему времени накопился ряд серьезных проблем в правоприменении Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, которые отчасти связаны с сугубо рамочным характером данного Закона, отчасти – с изменившимися экономическими и организационными реалиями. Несмотря на начатую работу по сокращению административных издержек бизнеса при получении государственных и муниципальных услуг, облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к недвижимому имуществу, транзакционные издержки малого бизнеса остаются высокими, значительная доля предприятий находится в кризисном состоянии.

По мнению авторов, в Законе о малом предпринимательстве необходимо отразить организующее начало федерального центра и субъектов Российской Федерации в этом секторе национальной экономики с акцентом на:

– удовлетворение текущих потребностей населения в продовольствии, товарах и услугах первой необходимости;

– повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, развитие импортозамещения;

– развитие экспортных возможностей, прежде всего высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Исследуя опыт Москвы, Санкт­Петербурга и других регионов, в качестве важного направления развития предпринимательства необходимо, по мнению авторов, проведение четкой региональной экономической и структурной политики, в рамках которой функционируют органы исполнительной власти, а также используется механизм рыночного саморегулирования. В числе приоритетных задач – создание условий для развития малого предпринимательства в секторе городского хозяйства, включая жилищно­коммунальную сферу, область экологии, сбора и переработки вторичного сырья, в малой энергетике и ремесленничестве.

Дальнейшее развитие предпринимательства и поддержка национальных и региональных программ невозможны без расширения производственной и ресурсной базы предприятий материально­технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Возможности развития производственной и ресурсной базы этих предприятий, с одной стороны, предполагают реконструкцию и модернизацию действующих производств, с другой – новое строительство и выделение земельных участков.

Считаем актуальным дальнейшее совершенствование существующего порядка принятия и реализации национальных проектов и государственных программ. Необходимо принять национальную программу развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

В национальной программе развития малого предпринимательства необходимо выделить такие направления, как:

– формирование и совершенствование нормативно­правовой базы;

– совершенствование системы финансовой поддержки;

– создание системы информационного обеспечения;

– производственно­технологическая поддержка.

В экономическом механизме поддержки малого предпринимательства наряду с такими инструментами, как бюджетная и налоговая поддержка, государственный (городской) заказ, важно использовать имущественные инструменты. Как показывает исследование, в принятой Концепции управления государственным и муниципальным имуществом не выделен раздел передачи в собственность или аренду недвижимости малым предприятиям. В связи с объективными сложностями, возникающими у субъектов малого и среднего предпринимательства в ходе первичного создания объектов недвижимости, многие из них вынуждены приобретать в собственность недвижимость на вторичном, нередко спекулятивном, рынке.

В ряде регионов ущемляется право добросовестного арендатора – субъекта малого и среднего предпринимательства – на выкуп у государства арендуемого помещения.

Как показывает опыт работы компаний ООО «Фирма «ИнтерОптСервис», ООО ТК «Партнер» (Московская область), ООО ПКФ «Монтажспецстрой» (Белгородская область), программный подход в поставках продукции производственного назначения должен быть дополнен разработкой внутрипроизводственной стратегии развития фирмы и формирования портфеля поставок. При этом важно выработать практические подходы к оценке экономической эффективности организации поставок. Авторы отстаивают позицию использования интегрального показателя эффективности поставок, отражающего эффективность внутрихозяйственного расчета (через снижение себестоимости и рост прибыли) на фирме и эффективность, достигаемую в процессе эксплуатации промышленной продукции.

В механизме поставок комплектующих изделий, наряду с малыми предприятиями, принимают участие и другие участники рынка поставок: крупные предприятия, оптовые базы, транспортные предприятия. Сегодня существует проблема формирования складских мощностей, приобретения в собственность или аренду дополнительных площадей.

Анализ и совершенствование кооперированных поставок, взаимодействие малого бизнеса и крупных предприятий важно осуществлять в рамках национальной промышленной политики. Несомненно, в данном процессе, по мнению авторов, перспективна организация региональных общественных ассоциаций и объединений.

Региональные общественные ассоциации и объединения имеют такие преимущества, как установление и развитие неформальных связей, затрагивающие такие центры, как удовлетворение потребностей регионов, перспективное использование местных ресурсов, поиск реализации продукции промышленного назначения. Эти ассоциации и объединения выступают важными институтами как рыночной экономики, так и организации социальной, общественной жизни. Объективной основой формирования региональных общественных ассоциаций и объединений выступают общественные интересы участников гражданского хозяйственного оборота и традиционные, исторические интересы землячеств в России.

Институт землячества пока не нашел широкого развития в системе управления национальной экономики, правового регулирования и делегирования функций регионального и муниципального законодательства в части взаимодействия с общественными организациями. Общественные организации призваны усилить взаимное доверие сторон при организации государственно­частного партнерства и привлечении малого предпринимательства к этому партнерству. Прежде всего, это касается кардинального изменения в составе хозяйствующих и потребляющих субъектов, усиления на этой основе равнонаправленных векторов интересов на уровне муниципальных образований и регионов. Институциональная структура современной региональной экономики должна способствовать созданию и модификации различных организаций, деятельность которых связана с производством общественных и смешанных благ, с созданием условий, способствующих привлечению частного капитала, с развитием потребительского рынка и услуг [2].

В целях активизации использования местных имущественных резервов необходимо уточнить и ускорить порядок передачи имущества, объектов нежилого фонда, находящихся на территории муниципальных образований и принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. Требуется разработка нормативного регламента порядка перепрофилирования использования имущества и земельных участков, регистрации прав в процессе разграничения и перераспределения собственности.

Известные перспективы и возможности имеются в создании единых целевых фондов недвижимости, предназначенных для продажи или сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. Следует определить специальные льготы, преференции и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, безвозмездной передачи производственных мощностей и объектов незавершенного строительства.

Правовое обеспечение поставок продукции призвано сформировать систему экономических отношений между государством, регионами, субъектами хозяйствования и товаропроводящими сетями. Государство при этом выступает и как организующий (правовой) центр, и как заказчик (покупатель) продукции промышленного и сельскохозяйственного назначения. Федеральная контрактная система предполагает организацию четкого взаимодействия всех участников рынка поставок на национальном и локальном уровнях, она выступает как экономический инструментарий регулирования спроса и предложения и одновременно как инструментарий развития конкуренции между предприятиями государственного и частного секторов.

В национальной программе развития малого предпринимательства необходимо уточнить проведение социально­экономических мероприятий по всестороннему использованию местных ресурсов, увеличению загрузки производственных мощностей, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры.


Литература

1. Анпилов А.И. Малые предприятия в национальной экономике России: монография. М.: Компания «Спутник+», 2007. – 234 с.

2. Королёва С.И. Торговое предпринимательство – прошлое и настоящее // Вестник Академии. 2010. № 4. С. 5–9.

3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010. – 172 с.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209­ФЗ.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова