ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 351.72,351.82


Ф. Ж. Суркина,
кандидат политологических наук,
доцент, декан факультета управления,
Коми республиканская академия
государственной службы и управления,
г. Сыктывкар, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
Е. А. Тимофеева,
бакалавр факультета «Государственное
и муниципальное управление»,
Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
О. Ф. Кагарманова,
бакалавр факультета «Государственное
и муниципальное управление»
Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
И. Б. Дахкильгов,
бакалавр факультета «Государственное
и муниципальное управление»
Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
Теоретические аспекты
борьбы с коррупцией

Аннотация

Цель работы. Коррупция стала проблемой многих стран, частью их политической и административной деятельности. В статье указаны признаки коррупции, составлена классификация и предложены критерии определения антикоррупционной политики.

Материалы и методы. Антикоррупционная политика рассмотрена с точки зрения длительности антикор- рупционных мер, стадий антикоррупционной политики как последовательности основных действий и содер- жания ее методов. Определены виды и направления антикоррупционной политики.

Результат. Классификация антикоррупционной политики, построенная по предложенному критерию, по- зволяет оценить, насколько правильно государство понимает, что конкретно необходимо менять в его устрой- стве и функционировании для уменьшения масштабов коррупции.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами для фор- мирования эффективной антикоррупционной политики.

Ключевые слова: коррупция, признаки коррупции, вершинная коррупция, низовая коррупция, антикор- рупционная политика.


Коррупция в наши дни является сложным явлением социальной жизни. Она проникла в экономическую, политическую, духовную и многие другие сферы жизни. В последнее время на эту проблему большое внимание обращают ученые, политики, государственные деятели. Тщательно изучаются проблемы стран, в которых глубоко укоренилась коррупционная практика, опыт стран, где удалось обуздать коррупцию. Всем известно, что для России коррупция – одна из самых трудноразрешимых проблем: Россия является одной из наиболее коррумпированных стран (133­е место из 174) [6].

Экспертами Совета Европы было разработано общее определение коррупции. «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица» [7].

К признакам коррупции можно отнести следующие (см. рисунок).

Чаще всего исследователями различаются два основных вида коррупции:

– низовая коррупция (мелкая, повседневная);

– вершинная коррупция (крупная, элитарная).

Первая встречается на низшем и среднем уровнях и связана с регулярным, будничным взаимодействием граждан и чиновников (регистрации, фаворитизм всех видов, штрафы и т.п.).

Вторая же более распространена среди политиков, высшего и среднего чиновничества и относится к принятию решений, имеющих большое значение (госзаказы, изменение форм собственности, формулы законов и т.п.).

Также виды коррупции можно различать в зависимости от сферы деятельности: коррупция на предприятиях, парламентская коррупция и коррупция в сфере государственного управления.

Следующие виды коррупционных действий предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации:

– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

– получение и дача взятки (ст. 290–291);

– халатность (ст. 293);

– легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 174);

– служебный подлог (ст. 292) [7].



Признаки коррупции


К иным видам коррупции можно отнести: использование служебного положения для освоения государственных средств коммерческими структурами для получения личной выгоды с привлечением для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной выгоды, предоставление государственных финансов и иных ресурсов в избирательные фонды; участие должностных лиц в коммерческой деятельности с целью извлечения личной прибыли; лоббизм; протекционизм работников по принципу родственных связей, приятельских отношений, личной преданности.

Очевидно, что коррупция проникает практически во все сферы жизни общества и, в конце концов, приводит к деградации государственных и общественных институтов. Поэтому государство и общество должны стараться предотвращать коррупцию и противодействовать этому опасному явлению.

Под антикоррупционной функцией государства следует понимать совокупность действий, которые направлены на ликвидацию причин коррупции, восстановление нормализованной работы государственного аппарата, устроенного по наиболее полезной и удобной для всех членов общества технологии [4]. В узком смысле антикоррупционная функция определяется как прямое вытеснение из жизни общества явлений коррупции на всех уровнях ее организации с помощью специфических мер.

То есть антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление последовательных и разносторонних мер, выполняемых государством и обществом в рамках основ конституционного строя, принятых данным государством, с целью минимизации (устранения) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Для лучшего понимания того или иного явления или процесса необходимо рассмотреть, на какие составные части и элементы делится данное явление (процесс). Особенно это можно отнести к новым категориям, которые вводятся в научный и практический оборот. Таковой является антикоррупционная политика. В то же время мы должны понимать, что в зависимости от разных критериев по­разному и классифицируются составные части антикоррупционной политики.

Поэтому необходимо по нескольким критериям разбить элементы антикоррупционной политики.

1. Длительность антикоррупционных мер. По такому критерию антикоррупционную политику можно разделить на постоянные и разовые меры.

Разовые меры могут быть осуществлены в разных сегментах общественной и государственной жизни. Они появляются в зависимости от определенных условий политической системы конкретного государства, состояния законодательства, масштабов коррупции, уровня эффективности полицейской и иной юрисдикционной деятельности и т.д. Следовательно, разовые меры всегда индивидуальны по отношению к определенной стране. Однако очевидно, что изучение их эффективности оказывает влияние и на поиск последующих (новых) разовых мер, и на установление постоянных мер, и на обогащение опыта антикоррупционной политики в других странах.

В современной России к разовым мерам относятся, к примеру, такие как: принятие закона о лоббировании для того, чтобы создать прозрачную систему отстаивания интересов в законодательных органах; ликвидация института «уполномоченных банков»; законодательное приведение допустимого размера избирательных фондов в соответствие с реальными затратами на избирательные кампании; прекращение перевода в казначейство обслуживания всех счетов федерального бюджета.

Можно сделать вывод, что конкретная разовая мера не входит в состав антикоррупционной политики после ее реализации. Фактически реализация разовых мер устанавливается на ясных формальных основаниях (в частности, завершение организационного переустройства или принятие соответствующего нормативного акта). Но в случае когда после принятия какого­либо закона как разовой меры ситуация в данном сегменте коррупции не поменялась, антикоррупционная политика предполагает исследование причин неэффективности и на основе этого – либо исправление данной меры, либо отказ от нее и поиск другой.

В состав постоянных мер входят:

1) разработка на конкретный период антикоррупционной программы, т.е. документа, в котором содержатся основные направления политики на данный период;

2) разработка на конкретный период планов противодействия коррупции, т.е. документов, которые конкретизируют и структурируют антикоррупционную программу;

3) наблюдение за осуществлением антикоррупционной программы и планами с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализации;

4) работа специального антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если такой создан);

5) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции;

6) судебная практика в части применения ответственности за коррупционные деяния;

7) деятельность контролирующих инстанций (контрольно­ревизионных, парламентские расследования и др.);

8) мониторинг состояния коррупции (в отраслевом, функциональном и территориальном разрезах) с использованием статистических, социологических и иных методов;

9) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции;

10) антикоррупционное просвещение и воспитание.

Постоянные меры, в отличие от разовых, подходят для разных государств, т.е. не зависят от политического и экономического устройства и масштабов коррупции.

2. Стадии антикоррупционной политики. Речь идет о последовательности основных действий и содержании методов данной политики. По этому критерию антикоррупционную политику можно разбить на следующие виды:

1) подготовка антикоррупционных программ;

2) планирование антикоррупционных мероприятий;

3) прогнозирование и исследование состояния коррупции и тенденций в ее развитии;

4) подготовка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;

5) анализ законопроектов и проектов подзаконных актов;

6) мониторинг осуществления антикоррупционной политики и состояния коррупции;

7) отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикоррупционной деятельности.

3. Направления антикоррупционной политики.

Классификация, построенная по данному критерию, является основной, так как позволяет оценить, насколько правильно государство понимает, что конкретно необходимо менять в своем устройстве и функционировании для уменьшения масштабов коррупции. Основными направлениями антикоррупционной политики являются:

1) коррекция законодательства;

2) более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти;

3) упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;

4) изменение принципов государственной (прежде всего публичной гражданской) службы и проверка имущественного положения представителей власти;

5) создание условий для эффективных проверок распределения и расходования бюджетных средств;

6) укрепление судебной власти;

7) совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб);

8) организация антикоррупционной политики.

Направления антикоррупционной политики должны дополняться и изменяться с учетом постоянного исследования состояния коррупции по разным срезам – региональному, отраслевому, функциональному, а также по мере получения новых знаний о природе коррупции в результате ее глубинных исследований.


Литература

1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография. М., 2011. – 301 с.

2. Борисов О.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России: дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. – 170 с.

3. Боталова Д.Б. Сущность, особенности и факторы политической коррупции как неформального института в условиях системной трансформации российского общества: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. СПб., 2011. 22 с.

4. Бутова Т.В., Закарян А.М., Колотилин А.А. Борьба с коррупцией: опыт зарубежных стран и возможность его применения в России: сб. науч. статей по материалам VI Всероссийской конференции (Второй международной) научно­практич. конф. 6–7 декабря 2011. М.: Изд-во Моск. гуманит. университета, 2012.

5. Изотов М.О. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления: дисс. ... канд. филос. наук. Орел, 2012. – 192 с.

6. Индекс восприятия коррупции стран мира в 2012 году. URL: http://www.rating.rbc.ru/article.shtml?2012/12/14/33843988 – Официальный сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (дата обращения: 10.03.2013).

7. Некоторые аспекты международно­правового сотрудничества государств – членов Советов Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7.

8. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273­ФЗ.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63­ФЗ (ред. от 04.03.2013).

10. Форычев Б.Г. Основные направления по борьбе с коррупцией в России. М.: Лаборатория книги, 2010. – 123 с.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова