ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 351/354


О. В. Панина,
кандидат экономических наук, доцент,
заместитель заведующего кафедрой
«Государственное и муниципальное
управление», Финансовый университет
при Правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
О. В. Голобородова,
студентка группы СГМУ3-2у
факультета «Государственное
и муниципальное управление»,
Финансовый университет при
Правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
Ю. Н. Климкин,
аспирант кафедры «Корпоративное
управление», Финансовый университет
при Правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия;
e-mail: tvbutova@mail.ru
Государственное
управление политикой
энергосбережения в России:
проблемы и перспективы

Аннотация

Цель работы. В статье рассмотрены правовые основы энергосбережения в России, основные пробле- мы, тормозящие внедрение энергосберегательных технологий и повышение эффективности использования энергоресурсов. Предложены меры по организации энергоэффективного потребления.

Материалы и методы. Рассмотрены меры по энергосбережению, предложенные в Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и эколо- гической эффективности российской экономики», распоряжении Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 1-р «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики», Федеральных целевых программах «Энергосбережение России» и «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 г. и на перспективу до 2010 г. Проанализированы попытки системного подхода и оптимизации процесса энергосбережения, выделены причины, вследствие которых улучшений в сфере энергосбережения не произошло, система мер, способствующая продвижению различ- ных механизмов управления в области энергосбережения.

Результат. Повышение экономической эффективности в стране требует рационального использования энергоресурсов. Для этого важна целенаправленная государственная энергосберегающая политика, основ- ной целью которой должно быть устойчивое обеспечение страны энергоносителями и повышение эффектив- ности использования энергоресурсов. Государственная политика по энергосбережению, реализуемая на всех уровнях власти, позволит обеспечить экономическую безопасность страны и устойчивый экономический рост.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы организациями и органами власти для организации системного подхода и оптимизации процесса энергосбережения. Особенно это важно для ЖКХ, поскольку коммунальные системы энергоснабжения зачастую работают с недозагрузкой, что вызывает боль- шие энергопотери.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективная экономика, энергетические ресурсы, энерге- тические мощности.


Энергосбережение можно назвать одной из самых важных задач XXI в. Экономический рост любой страны и благосостояние населения напрямую зависят от того, насколько эффективно используется топливно­энергетический комплекс, учитывается также степень быстроты освоения нефтегазовых месторождений, а также насколько рационально применяются энергетические ресурсы из изведанных на настоящий момент месторождений, насколько развиты и используются энергосберегательные технологии. В совокупности все эти факторы формируют авторитет и место страны среди экономически развитых стран всего мира.

Организация эффективного энергосбережения на территории всей стороны является очень важной и сложной задачей. Более того, если учитывать острою проблему с энергоресурсами, то в настоящее время эта задача становится все актуальнее и должна быть решена как можно раньше. Если рассмотреть нашу страну в качестве примера, то в ней нет достаточного опыта осуществления проектов по энергосбережению. Ряд таких проблем, как нехватка электрических мощностей и природного газа, выявляющаяся в периоды похолоданий, проблема парникового эффекта, которая затрагивает интересы всего населения Земли, обращают наше внимание на острую необходимость кардинальных перемен в данной области, а также этому должно послужить формирование сознательного отношения к сбережению энергоресурсов со стороны населения.

С одной стороны, Россия располагает необходимыми природными ресурсами, а также достаточным интеллектуальным потенциалом для необходимого решения своих энергетических проблем. Достаточное количество ресурсов дает возможность их эффективного использования в различных отраслях. С другой стороны, наша страна является базой ресурсов для остальных государств, так называемым сырьевым придатком экономически развитых стран из-за экспорта нефти, нефтепродуктов, природного газа. Значительная часть энергоресурсов уходит на экспорт, а следовательно, встает задача рационального использования оставшихся в стране ресурсов. Для повышения конкурентоспособности российских энергоресурсов на мировом рынке определяющим фактором является энергоэффективное хозяйствование в условиях открытой рыночной экономики. За счет повышения энергоэффективности можно сократить затраты на ресурсы, что, в свою очередь, привлечет новых потребителей и увеличит конкурентоспособность товаров на мировом рынке благодаря снижению цен.

В данном процессе должны быть задействованы различные уровни органов власти, а также организации и население страны. Решить такую масштабную проблему необходимо в каждом отдельном муниципальном образовании, регионе, в целом по стране. Сделать это можно только с подробным и четким планом для каждого уровня в отдельности. Поскольку развитие коммунальных систем способствует энергосбережению, то создание оптимальной коммунальной инфраструктуры значительно облегчит снижение потребления энергетических ресурсов и наращивание мощностей систем энергосбережения.

Для оптимизации энергосбережения на федеральном уровне необходимо введение законов, регулирующих данную область. В подобном законе должно быть описание того, что представляет собой политика энергосбережения на уровне государства, а также даны принципы, на которых она базируется, программа осуществления на практике данных принципов как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне местного самоуправления. Закон должен иметь план реализации программы энергосбережения в бюджетной сфере на всех уровнях управления, в сфере энергетики, науки, в жилищной сфере, в сфере коммунальных услуг, во взаимосвязях между производителями энергоресурсов, их поставщиками и потребителями.

В законе должны быть указаны необходимые условия, в которых можно реализовать государственную политику энергосбережения на всех уровнях и решить конкретно обозначенные задачи.

Рассмотрим Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В нем поставлена задача в период с 2007 по 2020 гг. сократить энергоемкость валового внутреннего продукта как минимум на 40%, что позволит более рационально и эффективно использовать энергетические ресурсы. В Указе перечислены вопросы для рассмотрения и решения, однако нет конкретных мер, как именно необходимо обеспечить решение данных вопросов. Таким образом, задача поставлена, а реальные методы отсутствуют [1].

Рассмотрим распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1­р «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики». В нем изложены основные направления и принципы государственной политики, направленные на улучшение энергетической эффективности, указано состояние по использованию возобновляемых источников энергии в России. В данном распоряжении были установлены нижеприведенные значения целевых показателей для характеристики объема производства и объема потребления электроэнергии с учетом использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.: в 2010 г. – 1,5%, в 2015 г. – 2,5%, в 2020 г. – 4,5% [2].

Повышение энергоэффективности в сфере электроэнергетики, основанное на использовании возобновляемых источников энергии, является необходимым, чтобы обеспечить надежный устойчивый и долгосрочный рост в экономическом развитии Российской Федерации. Оно также способствует вовлечению инновационных технологий в энергетическую сферу, что подразумевает использование новейших технологий и обновление устаревшего оборудования для более эффективного использования энергоресурсов.

В качестве первой попытки по систематизации мероприятий по регулированию и сокращению затрат на ресурсы в сфере энергосбережения в рамках всего государства можно назвать Федеральную целевую программу «Энергосбережение России», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 № 80. В Программе предусматривалось постепенное снижение энергоемкости ВВП российской экономики в период 1998–2005 гг. на 13,4%, а именно на первом этапе – на 5,8%, сокращение на 50–60% бюджетных дотаций населению, сокращение затрат на содержание объектов бюджетной сферы в Российской Федерации, сдерживание роста тарифов и цен на энергоносители по стране, дальнейшее развитие энергетических услуг [4].

Главным звеном в энергосбережении согласно этой Программе являлся топливно­энергетический комплекс, жилищно­коммунальное хозяйство и энергоемкие отрасли промышленности, поскольку именно эти отрасли являются основными потребителями энергоресурсов. Тем не менее органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации оставили без внимания данные сферы, а Программа потерпела неудачу на уровне страны в целом.

Одной из основных причин недовыполнения заданий по Программе явилась недостаточная проработка финансовых механизмов по привлечению средств с целью реализовать первоочередные энергосберегающие проекты Программы. Была сокращена прямая поддержка из федерального бюджета, за три года она составила чуть более 20 млн руб., в то время как планировалась поддержка в размере 2,55 млрд руб. на период выполнения Программы[5].

Ко второй попытке по созданию комплексного подхода в сфере энергосбережения можно отнести Федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г., утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 796. Предполагалось, что Программа станет наиболее действенным механизмом в реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г.

К основной цели Программы можно отнести реализацию мероприятий по созданию энергетического хозяйства с социальной ориентированностью, которое будет обеспечивать рациональное энергосбережение в стране с помощью внутренней перестройки в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях. Энергетическое хозяйство должно также гарантировать снижение энергоемкости ВВП к 2005 г. на 13,4% и к 2010 г. на 26% по отношению к 2000 г. [3].

По состоянию на 2004 г. Программа по разделам «Энергоэффективность топливно­энергетического комплекса» и «Безопасность и развитие атомной энергетики», исходя из отчетов, была выполнена на 99%, энергоемкость ВВП была снижена за 2001–2004 гг. на 13%. После этого Программа была свернута в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.10.2006 № 1446­р, хотя в 2006 г. была опубликована новая Концепция ФЦП «Энергоэффективная экономика» на период 2007–2010 гг. и на перспективу до 2015 г.

Основная часть этой Программы была связана с развитием топливно­энергетического комплекса и атомной энергетики, были представлены меры по снижению энергозатрат в данных отраслях. В отчете Министерства энергетики Российской Федерации о выполнении данной Программы в период 2002–2005 гг. докладывалось об улучшениях в сфере ТЭК, которые выражаются в увеличении добычи нефти, газа и угля, строительстве новых объектов, предварительной подготовке зон затопления ГЭС и т.д. Однако в Федеральной программе «Энергоэффективная экономика» экономические модели по повышению энергоэффективности рассмотрены не были.

Программы энергосбережения на региональном уровне по своей сути являются перечнем необходимых мероприятий по повышению энергоэффективности. Если проанализировать ранее предпринятые попытки организации системного подхода и оптимизации процесса энергосбережения, то можно выделить ряд причин, вследствие которых серьезных улучшений в сфере энергосбережения не произошло.

1. Решение проблем энергосбережения и энергоэффективности не может происходить только на федеральном уровне, оно должно затрагивать все уровни управления. Повышение эффективности энергосбережения включает в себя совокупность технических, экономических, организационных мероприятий, которые привязаны к конкретным условиям в стране и взаимосвязаны. Реализация данных мероприятий на практике начинается на уровне местного самоуправления. Без улучшений в сфере энергоэффективности на данном уровне представляется невозможным решить проблемы на других уровнях управления.

2. Отсутствует многоуровневая система программ на различных уровнях управления, которая регулировала бы и распределяла задачи по соответствующим уровням: федеральному, региональному и местному. Как результат, отсутствует единая политика решения данных задач, которая позволила бы повысить энергоэффективность в масштабах всего государства.

3. Отсутствует материальное стимулирование энергосбережения. В результате мероприятия по энергосбережению представляются довольно затратными, нет мотивации для проведения подобных мероприятий, хотя на деле они позволили бы получить дополнительную прибыль, экономию в средствах и сократить энергозатраты.

4. Отсутствие специальной инфраструктуры рынка энергосбережения, в качестве примера, можно привести отсутствие правил, регламентирующих деятельность энергосервисных компаний, а также правил оценки результата энергосберегающих мероприятий. Пробел в законодательстве ведет к нехватке частных инвестиций, поскольку предпосылки для развития бизнеса отсутствуют. Вследствие данных факторов значение энергосбережения, на практике – энергоэффективность, не является одной из приоритетных задач. Внимания данной сфере уделяется недостаточно.

В последнее время все чаще затрагивается проблема энергосбережения, и в связи с этим была разработана система мер, способствующих продвижению различных механизмов управления в области энергосбережения со стороны органов управления.

1. В первую очередь, это правовое регулирование путем установления правовых норм и правил данной отрасли. Правовое регулирование может быть осуществлено посредством создания специального законодательства по вопросам энергосбережения либо через внесение поправок и изменений в уже существующие нормативные акты. Современная нормативно­правовая база – залог повышения энергоэффективности в нашей стране.

2. Это усиление административного регулирования через административную ответственность за нарушения в данной сфере, контроль за соблюдением законодательства должен быть возложен как на федеральные органы, так и на органы субъектов Российской Федерации, так как это позволит обеспечить более полное контрольно­надзорное регулирование.

3. Это экономическое регулирование посредством создания необходимых условий для развития малого и среднего бизнеса и механизмов стимулирования их участия в энергосбережении.

4. Это также налоговое регулирование, осуществляемое посредством системы льгот, надбавок и акцизов для привлечения долгосрочных инвестиций в данную сферу, финансирование внедрения долгосрочных энергоэффективных проектов на производстве.

5. Еще одной мерой является антимонопольное регулирование для противодействия естественным монополиям, повышение прозрачности системы распределения энергоресурсов и отсутствие препятствий к пользованию энергоффективными источниками.

6. Разработка топливно­энергетических балансов для страны в целом и для регионов по отдельности с учетом уровня энергоэффективности и возможностей энергосбережения, что позволит снизить уровень энергозатрат по регионам и повысить их энергоэффективность.

Все эти меры направлены на стабилизацию в сфере энергосбережения. При должном регулировании всех вышеперечисленных сфер и создании качественной нормативно­правовой базы улучшения в сфере энергосбережения будут весьма внушительными и рост энергоэффективности в стране будет значительным. Для реализации необходим, с одной стороны, жесткий контроль со стороны государства, чтобы пресечь нарушения в энергосбережении, с другой стороны, важное значение будет иметь материальное стимулирование, что, несомненно, повысит заинтересованность среди населения в проведении политики энергосбережения и привлечет инвестиции со стороны организаций и предприятий.

Энергосбережение – это, прежде всего, специальный комплекс мер, который направлен на сокращение объема потребляемой энергии. Энергосбережение также позволяет повысить рационализацию использования потребляемой энергии, снизить затраты на энергоресурсы, привлечь к ним новых покупателей и в конечном счете повысить конкурентоспособность данных товаров на мировом рынке. На данный момент актуальным является применение инновационных технологий энергосбережения с учетом последних достижений современности, что по праву считается наиболее эффективным способом рационализации в использовании энергии.

Внедрение энергосберегающих технологий в производство абсолютно обоснованно и с точки зрения сокращения топливно­энергетических ресурсов по объемам их потребления. Оно эффективно как в экономическом плане, поскольку происходит значительное снижение расходов на энергопотери, так и в плане экологии – экология в меньшей степени страдает от вредных выбросов.

Для нашей страны проблема энергосбережения и энергоэффективности стоит очень остро – энергетические ресурсы являются одним из основных источников дохода в силу объемов экспорта. Энергосбережение в России – это относительно новая отрасль, в которой нет достаточно прочной правовой базы, регламентирующей данную отрасль, и четкого понимания со стороны потребителей, для чего это нужно. Оно достаточно активно развивается, благодаря науке появляются и внедряются новые технологии энергосбережения, энергосберегающее оборудование внедряется в производство, разрабатываются и выявляются основные направления энергосбережения и пути их решения. Все эти направления в энергосбережении России относительно новые, поэтому для ускорения темпов их развития особенно важна материальная поддержка и стимулирование со стороны государства.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что повышение экономической эффективности в стране требует рационального использования энергоресурсов, для которого, в свою очередь, важна целенаправленная государственная энергосберегающая политика, основной целью которой должно быть устойчивое обеспечение всей страны энергоносителями и повышение эффективности использования энергоресурсов. Особенно важным это является для ЖКХ, поскольку их системы энергоснабжения зачастую работают с недозагрузкой, что вызывает серьезные энергопотери. Государственная политика по энергосбережению, реализуемая на всех уровнях власти, позволит обеспечить экономическую безопасность нашей страны и устойчивый экономический рост.


Литература

1. О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики: Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889.

2. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики: распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1­р.

3. Презентация Г.Ю. Терентьева «Прогнозный баланс электроэнергетики на период 2009–2015 гг. и на 2020 г.». URL: http://www.e­apbe.ru/5years/detail.php?ID=19193.

4. Энергосбережение России: Федеральная целевая программа.

5. Энергоэффективная экономика: Федеральная целевая программа.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова