ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 338.31, 658


К . Г. Фролов,
аспирант, Московская академия
предпринимательства при
Правительстве Москвы, Россия;
e-mail: k.g.frolov@gmail.com
Повышение
конкурентоспособности
малых предприятий
сферы услуг

Аннотация

Цель работы. Исследование факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов потребительского рынка через удовлетворение потребностей обслуживаемого населения.

Материалы и методы. С помощью методик бенчмаркинг, PEST-анализ и SWOT-анализ исследованы по- казатели, характеризующие уровень конкурентной позиции торгового предприятия, варианты развития кон- курентной стратегии.

Результат. Определены ключевые подходы к расчету конкурентной стратегии поведения торговой орга- низации на рынке, углубленного представления о внешней среде, с учетом тенденций развития.

Заключение. Рассмотренные варианты развития конкурентной силы организации в рыночной среде мо- гут быть использованы торговыми организациями в практической деятельности.

Ключевые слова: торговые услуги, реализуемая продукция, конкурентная позиция, розничная сеть, внешняя среда организации, потребители торговых услуг


Стратегической целью развития рынка торговых услуг является создание комплекса мероприятий, направленных на контроль за действующей конкурентной позицией на рынке, формирование специальных служб мониторинга качества продукции и разработку грамотной ассортиментной политики. Чтобы сформировать оптимальную и максимально эффективную номенклатуру представленных в торговой сети товаров, необходимо контролировать степень удовлетворенности потребителей как услугами, предлагаемыми данной торговой сетью, так и реализуемой продукцией.

Показатель, характеризующий уровень конкурентной позиции торгового предприятия, существенно зависит, с одной стороны, от отношения потребителя к торгующему предприятию, с другой стороны, от отношения к продукции, которую данная организация реализует, и качества товаров. Конкурентная позиция торговой розничной сети может быть определена по формуле:


(1)

где – конкурентная позиция s-й торговой сети, S = 1...R;

R – общее число сетевых игроков рынка торговых услуг, присутствующих в регионе;

M – общее число представленной в данной торговой сети марок j­го товара в i­ой номенклатуре продукции, i = 1… N, j = 1 … M;

d – удельный вес количества реализованной продукции i­й марки в общей номенклатуре товаров анализируемого вида;

– позиция данной торговой сети в общем рейтинге, основанном на мнении покупателей (потребителей);

– позиция товара в сводном рейтинге, основанном на мнении потребителей торговых услуг, органолептической и лабораторной экспертизах.

На основании представленной формулы можно заключить, что если КПs > 1, то конкурентную позицию данного сетевого игрока рынка торговых услуг можно охарактеризовать как сильную, 0,5 < КПs <1 – среднюю, КПs < 0,5 – слабую.

В представленной формуле возможны два частных случая, которые могут вызвать несоответствие при проведении расчетов:

1) несовпадение позиций по результатам опроса потребителей торговых услуг и результатов лабораторных испытаний;

2) выявление продукции, потенциально опасной для здоровья потребителей торговых услуг.

В первом случае предполагается расчет среднего рейтинга:


(2)

где Pпi – позиция i­го товара, определенная по мнению покупателей;

Рлi – позиция i­го товара по результатам лабораторных испытаний.

При получении одинаковых результатов производителям анализируемых товаров присваиваются одинаковые ранги.

В случае выявления продукции, которая по данным лабораторной экспертизы является потенциально опасной для жизни и здоровья покупателей, такой производитель исключается из общего рейтинга.

Кроме того, чтобы определить конкурентною стратегию поведения торговой организации на рынке, необходимо иметь углубленное представление о внешней среде, учитывать тенденции ее развития и место, занимаемое в ней организацией. Это позволит выявить возможные варианты развития ее конкурентной силы во внешней рыночной среде. Свою эффективность в решении данного вопроса доказали такие методики, как бенчмаркинг, PEST­анализ и SWOT­анализ.

Внешняя среда состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: общая и рабочая (см. рисунок).



Внешняя среда организации


Общая внешняя среда организации – самый широкий по размеру уровень окружающей среды, имеющий долгосрочное практическое значение для организаций. Он включает следующие показатели:

1) социальные – разрыв в доходах среди социальных сегментов, уровень рождаемости и смертности, культурное образование граждан;

2) технологические – имеющиеся патенты число колледжей и университетов в регионе, скорость технологических изменений, скорость процесса или совершенствование продукта, бюджеты на научные исследования и опытно­конструкторские разработки;

3) экологические – источники энергии, качество воздуха и воды, уровень загрязнения, заменяемость сырьевых ресурсов;

4) экономические – уровень инфляции, резервы иностранной валюты, процентные ставки, уровни кредитования малого бизнеса, уровни роста валового внутреннего продукта;

5) политические/юридические – деятели политических партий, активность регулирующих агентств, существование законов о защите частной собственности, способность влиять на принятые политические решения, общественное мнение.

Рабочая внешняя среда организации – это конкурентная среда организации. Включает следующие показатели:

1) потребители – характерные признаки и поведение тех, кто покупает или мог бы потенциально покупать товары и услуги организации;

2) конкуренты – нынешние и потенциальные соперники, которых организации следует превзойти для достижения своих целей;

3) трудовые ресурсы – уровни навыков, уровни заработной платы и средний возраст потенциальных работников.

Структура и объем оборота розничной торговли характеризует уровень потребления товаров населением, рост или снижение его покупательной способности. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры отечественного производства: увеличение структуры производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.

Развитию исследуемого показателя присущи закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, взаимосвязанные между собой. Так, снижение инвестиций в реальный сектор экономики приводит к разрушению научно-производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к уменьшению объема производства, что отражается на структуре оборота розничной торговли – размер оборота может не измениться, а даже увеличиться, но наблюдается импортозамещаемость продаваемых товаров. Рост денежной массы в стране, девальвация рубля, инфляция и, как следствие, сокращение покупательской способности населения приводят к негативным изменениям в объеме и структуре оборота розничной торговли.

Основными задачами современного оборота розничной торговли являются:

– проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;

– выявление тенденции, закономерностей его развития, изменений;

– определение факторов, влияющих на изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику оборота розничной торговли);

– оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;

– выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

– разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности механизмов хозяйственно-финансовой деятельности.

Развитие оборота розничной торговли в современных динамичных условиях во многом зависит от организации торговли и обслуживания покупателей (состояние розничной сети и ее размещение, методы продажи товаров, постановка рекламы). Эти факторы особую значимость приобретают в условиях интенсивной конкуренции, роста количества предпринимателей, занимающихся торговым бизнесом. Повышение удовлетворенности потребителей является основной задачей любой розничной торговой сети, поскольку покупатели, получив однажды положительный опыт взаимодействия с предприятиями розничной торговли, будут вновь к ним обращаться. Поэтому многие магазины стараются увеличить количество постоянных покупателей, построить с ними длительные отношения. Таким образом, формируется потребительская приверженность и лояльность к магазинам розничной торговли.

Потребитель в условиях адаптации к изменению внутренних и внешних условий является полноправным участником торговой деятельности, ее регулятором. Он выступает важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничными торговыми предприятиями. С этих позиций комплекс задач деятельности хозяйствующих субъектов потребительского рынка, а в их числе и организаций розничной торговли необходимо рассматривать в первую очередь через удовлетворение потребностей обслуживаемого населения.

Таким образом, потребитель, реализуя свои интересы, оказывает влияние на такие элементы деятельности, как заключение договоров на поставку качественных товаров, выбор сегмента рынка, организация сбыта и продажи товаров, формирование ассортиментной и ценовой политики. Наибольшая результативность наблюдается в крупных розничных торговых предприятиях, в том числе сетевого ретейла, что объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов данной группы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах. В результате потребитель получает большой выбор качественной продукции по низким ценам.


Литература

1. Дихтль Е., Хершен Х. Практический маркетинг: учеб. пособие: пер. с нем. А.М. Макарова / пор ред. И.С. Минко. М.: Высшая школа, 2011. – 65 с.

2. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. М.: Юристъ, 2006. – 254 с.

3. Громова М. Россия в рознице // Торговое дело. М.: 2010. С. 8–14.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова