ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ


УДК 331


Г. Е. Болдырева,
старший преподаватель кафедры
экономики, управления и оценки,
НОУ ВПО «МАОК»,
г. Москва, Россия;
e-mail: post@maok.ru
Анализ эффективности
воспроизводства и
использования человеческого
капитала

Аннотация

Цель работы. Исследование критериев эффективности инвестиций в человеческий капитал, экономи- ческих подходов к определению экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Анализ эффективности воспроизводства и использования человеческого капитала.

Материалы и методы. Человеческий капитал – нематериальный аналог физического капитала, который представляет способности индивида приносить доход. Человеческий капитал не является материальным, тем не менее, он может быть монетизирован. Определена структура человеческого капитала, виды инвести- ций в человеческий капитал. Составлена классификация инвестиций во взаимосвязи с элементами челове- ческого капитала. Приведены виды инвестиций в человеческий капитал, а также уточнены их специфические особенности.

Результат. Анализ методик эффективности инвестиций в человеческий капитал позволяет сделать вы- вод, что отмеченные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал несовершенны, поскольку не учитывают вклад во все его компоненты.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для расчетов эффективности воспро- изводства и использования человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, эффективность инвестиций, национальное благо- состояние, информационные ресурсы, экономическая эффективность.


Рассмотрев различные подходы к определению человеческого капитала, обобщая наиболее достоверные научные взгляды экономистов, мы пришли к выводу, что человеческий капитал – это нематериальный аналог физического капитала, который представляет собой врожденные и приобретенные способности индивида приносить доход в результате осуществления экономической деятельности в течение всего периода его трудовой жизни, при этом следует подчеркнуть, что, хотя человеческий капитал и не является материальным, он, тем не менее, может быть монетизирован, поскольку приносимый им доход материален.

Исходя из нашего определения можно выделить структуру человеческого капитала:

1) врожденные составляющие элементы, унаследованные генетические факторы: здоровье, интеллектуальные способности, социальный статус, полученный от родителей;

2) приобретенные составляющие элементы, образование, навыки, профессиональный опыт, развитые в течение жизни интеллектуальные способности, мотивация, приобретенный социальный статус, накопленное за время жизни влияние экологии места проживания.

Наличие врожденных способностей не означает их автоматической реализации, так как врожденные способности могут реализоваться полностью либо частично лишь настолько, насколько этому благоприятствует социальная среда [6].

Все приобретенные элементы человеческого капитала – это результат инвестиций как со стороны индивида, так и со стороны государства.

Приведенное выше определение подтверждает основополагающее значение человеческого капитала в системе рыночной экономики на всех ее региональных уровнях. Человеческий капитал выступает важнейшим ресурсом постиндустриального общества. Новые технологии, создающие национальное благосостояние, реализуются через технологические знания и организационные усовершенствования. Квалифицированность технических экспертов и управляющего персонала должна быть дополнена квалифицированностью рабочей силы, иначе новые технологии не дадут практического эффекта.

В современной экономике основным видом деятельности является производство и применение информации с целью повысить эффективность всех других форм производства, чтобы создать большее материальное богатство. Изменяются пути воспроизводства человеческого капитала. Основу этого воспроизводства составляют теперь информационные ресурсы. В информационном обществе человек должен повышать свою квалификацию практически всю свою трудовую жизнь. Следовательно, необходима система непрерывного образования, способная учитывать стремительные изменения информационного содержания общества и ориентированная на применение всевозможных гибких форм обучения и переподготовки [5].

Человеческие информационные ресурсы – форма материализации сущностных творческих сил – являются важнейшим фактором в структуре информационной экономики, обеспечивающим динамизм и содержательность социального и экономического прогресса общества. «Наиболее важный экономический ресурс любого государства, включая страны третьего мира, – утверждал Т. Шульц, – не территория, энергетические ресурсы или сельхозугодья, но именно человеческий капитал». Человеческие ресурсы, рассматриваемые в историческом развитии, преобладают над остальными. Отдача от них достигает 4/5 валового внутреннего продукта.

Человеческий капитал формируется с помощью инвестиций. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают не только формирование, но и накопление новых знаний, информации и опыта в процессе подготовки и функционирования рабочей силы. Другими словами, инвестиции – это расходы на воспроизводство человеческого капитала, а сам человеческий капитал во всех его составляющих элементах – результат процесса его формирования и накопления.

Индивид является носителем человеческого капитала. В процессе жизни у него возникают различные потребности, что вызывает рост производства товаров и услуг. Количественный и качественный рост производства товаров и услуг требует развития способностей человека, т.е. развития человеческого капитала. В свою очередь, развитие человека приводит к появлению у него новых потребностей. Для воспроизводства человеческого капитала необходимы инвестиции. Рост потребностей вызывает рост инвестиций в человеческий капитал. С другой стороны, уровень инвестиций зависит от их эффективности. Чем эффективнее используются инвестиции в человеческий капитал, тем меньше их требуется, и наоборот.

Виды инвестиций в человеческий капитал представлены на рисунке.



Классификация инвестиций во взаимосвязи с элементами человеческого капитала


Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здравоохранение и образование. Инвестиции в здравоохранение продлевают трудоспособную жизнь человека, а следовательно, срок функционирования человеческого капитала. Здоровье человека – это его существенный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате инвестиций самого человека и общества. На протяжении всей жизни происходит постепенный износ человеческого капитала. Инвестиции в охрану здоровья способны замедлить этот процесс. Расходы, связанные с ведением здорового образа жизни, также относятся к инвестициям в человеческий капитал.

Образование повышает количество и качество знаний человека, увеличивая объем и ценность человеческого капитала. Инвестиции в высшее образование позволяют приобретать высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает значительное влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах мира являются инвестиции в повышение квалификации.

Затраты на фундаментальные научные разработки также относятся к инвестициям в человеческий капитал, так как в процессе научных исследований не только создается интеллектуальный продукт, на основании которого разрабатываются новые технологии производства, но и происходит развитие самих людей.

Инвестиции в миграционные процессы очень важны тем, что способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где человеческий капитал используется более эффективно и его ценность выше.

Вложения в воспитание детей и уход за ними представляют собой инвестиции в воспроизводство человеческого капитала в следующем поколении.

Необходимо также выделять и такую составляющую человеческого капитала, как ментальное здоровье и способность анализировать и использовать все возрастающие потоки информации. Отсюда важным будет инвестировать в эмоциональную сферу общества.

Инвестиции в человеческий капитал по своим особенностям отличаются от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от продолжительности трудовой жизни его носителя.

2. Человеческий капитал не только подвергается моральному и физическому износу, но также обладает способностью к накоплению и умножению. Износ человеческого капитала определяется как степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, так и степенью морального (экономического) износа вследствие изменения ценности полученного образования или устаревания имеющихся знаний. Увеличение человеческого капитала происходит в процессе постоянной охраны здоровья, периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данные процессы осуществляются непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его объем и ценность увеличиваются и улучшаются.

3. Доходность человеческого капитала по мере накопления повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активного трудоспособного возраста, а потом резко снижается.

4. Признанными инвестициями в человеческий капитал могут быть лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не могут являться инвестициями в человеческий капитал.

5. Характер и виды вложений в человека обусловлены национальными, культурными, историческими традициями и особенностями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в большей степени зависят от уровня образования их родителей и от семейных традиций [7].

6. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

7. Инвестиции в человеческий капитал можно измерить и показать в денежном выражении, даже если придется прибегнуть к косвенным показателям (заработная плата няни по уходу за ребенком, воспитателя и др.).

На сегодняшний день с помощью анализа рыночных и нерыночных инвестиций в человеческий капитал установлена значимая роль рыночных (частных) инвестиций, что характерно для рыночной экономики. О роли данных инвестиций в человеческий капитал можно судить по степени социализации экономики. В настоящее время тенденция социализации экономики присуща всем ведущим индустриально развитым странам. Это позволяет видеть, насколько государство заинтересовано в развитии человеческого капитала, какова доля государственных инвестиций в него, т.е. нерыночных инвестиций. Государственные инвестиции обеспечивают поддержку отдельным социальным группам (инвалидам, пенсионерам, сиротам, многодетным и др.), и поэтому нельзя недооценивать ведущую роль рыночных инвестиций. На данный момент в Российской Федерации сложилась прямо противоположная ситуация с социально безответственной либеральной моделью макроэкономического регулирования.

Поэтому необходимо организовать оптимальное сочетание рыночных и нерыночных источников инвестирования в человеческий капитал и изменить экономическую политику в сфере регулирования доходов.

Государством должны быть осознаны, сформулированы и законодательно закреплены в соответствующих официальных документах цели и системы приоритетов в сфере воспроизводства, накопления и сохранения человеческого капитала, а также обеспечены меры по их обязательному выполнению. Государство обладает основной ролью при формировании рыночных и нерыночных инвестиций, в установлении оптимального сочетания между ними. Этого можно достичь на основе оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал.

Изложенный классиками и современными представителями теории человеческого капитала подход к определению экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал сводится к эффективности инвестиций в образование [3]. На основе внутренней нормы рентабельности образования, среднегодовой рентабельности вложений в образование и показателей чистой приведенной стоимости приобретения образования делается вывод об эффективности инвестиций в человеческий капитал в целом.

Образование, безусловно, основная часть, формирующая и накапливающая человеческий капитал, но исходя из представленного выше определения человеческого капитала, его элементов, видов инвестиций, соответствующих каждому элементу, мы приходим к выводу, что оценить эффективность инвестиций в человеческий капитал только на основе инвестиций в систему образования не представляется возможным [12, 8]. Кроме инвестиций в образование есть еще инвестиции в здравоохранение, культуру, науку, воспитание, саморазвитие, информированность, мотивацию, миграции, формирующие человеческий капитал.

Таким образом, данная методика определения эффективности инвестиций в человеческий капитал не полностью отражает проблему. Методика эффективности инвестиций в сферу образовательных услуг должна использоваться только при оценке одной из основных компонент человеческого капитала – образовательной. Также рассматривая «потерянные заработки» как доходы будущих периодов, в данной методике необходимо уточнить систему «затраты – выгоды», что позволит делать расчеты не в усредненных, а в реальных показателях. Норму отдачи от образования необходимо рассчитывать по мере накопления данного капитала, по нарастающей. Каждый новый период образования дает прирост эффективности, следовательно, саму эффективность необходимо определять по нарастающей.

Так как нельзя выделить доход от образования, то в целом можно сказать, что эта методика позволяет относительно судить об эффективности образовательного капитала. Кроме уровня образования, на доход человека на 40% влияют другие составляющие (способности, здоровье, мотивация, опыт, информированность). Методика определения эффективности образования как основной компоненты человеческого капитала с учетом некоторых корректировок затрат и доходов верна. Но брать ее за основу в определении эффективности всех инвестиций в человеческий капитал, в формирование всего человеческого капитала нельзя.

Инвестиции в человеческий капитал могут быть направлены на развитие различных активов: средства можно вложить в профессиональную подготовку, образование, здравоохранение, в обеспечение информированности и мобильности работников и т.д. Определение их экономической эффективности становится актуальной задачей сегодняшнего дня.

В современной экономической науке существует много подходов, количественных оценок, методов и методик измерения экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала позволяет разработать систему показателей экономической эффективности человеческого капитала.

Прежде всего, открывается путь к подсчетам совокупной факторной производительности – общему показателю эффективности. Ранее возможность таких оценок практически была неосуществима, допускалась лишь теоретическая сторона в оценке. Трудность заключалось в несоизмеримости затрат труда и капитала. Первые обычно оценивались в единицах текущих издержек (годовой фонд заработной платы), а вторые – в единицах накопленных запасов (объем капитала). Численность занятых в качестве показателя величины накопленных людских ресурсов не берется в расчет, так как при этом не учитывается их качественная неоднородность, которая выражается в натуральных единицах. Все это делает показатель накопленных людских ресурсов несоизмеримым с показателями капитала, выступающими в стоимостной форме, и, стало быть, неподдающимся суммированию с ними. Теория человеческого капитала переводит экономическую оценку труда на «капитальную» основу, благодаря чему появляется возможность агрегировать в едином показателе затраты труда, равным образом как и капитала. Однако на практике произвести подсчеты совокупной факторной производительности довольно сложно. Для этого необходимы обширная база статистических данных и построение объемной экономико­статистической модели. Такие подсчеты для экономики США проводил Дж. Кендрик.

Другим частным показателем экономической эффективности человеческого капитала (главным образом фонда образования), аналогичным показателю фондоемкости, является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:


(1)

где ФО – денежная оценка общего фонда образования; ВНП – валовой национальный продукт.

По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко­лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину фонда образования с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. Подобные расчеты, но по иной методике и с других позиций произвел известный российский специалист по экономическим проблемам образования В. Марцинкевич [11].

Одними из обобщающих показателей эффективности создания и использования накопленного человеческого капитала являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Эти макроэкономические показатели взаимозависимы и, несомненно, отражают отдачу от накопленного человеческого капитала работников. Однако сложность выделения непосредственного участия работников затрудняет реальную оценку вклада капитала этой формы. Хотя ученые пытались с точки зрения образовательного уровня определить вклад человеческого капитала в ВВП. Так, американские ученые подсчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими длительность образования в 10,5; 12,5 и более 14 лет: оказалось, что именно третья группа (с образованием более 14 лет) дает свыше половины ВВП [2]. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. Результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода. Вот почему в настоящее время основными критериями эффективности человеческого капитала являются показатели развития сферы образования, культуры, здравоохранения и других социальных сфер. Так, например, в большинстве стран мира достаточно проработан учет системы показателей, характеризующих образование населения, чему в немалой степени способствует проведение переписей населения и периодические специальные обследования. Но эти разрозненные показатели не дают общей картины эффективности создания, сохранения и использования накопленного человеческого капитала.

Наиболее часто для отражения эффективности инвестиций в человеческий капитал, в частности в запасы знаний и навыков, используется внутренняя норма отдачи [12]. Она может определять степень окупаемости инвестиций в человека точно так же, как норма прибыли может выражать степень рентабельности вложений в физический капитал. Подобно норме прибыли, нормы отдачи призваны регулировать распределение инвестиционных потоков в сфере образования. Поэтому данному показателю эффективности инвестиций в человеческий капитал в различные периоды времени разными экономистами уделялось большое внимание. Очевиден тот факт, что инвестиции в образование – значимая компонента, формирующая человеческий капитал, но нельзя не учитывать остальные факторы.

Различия в уровне здоровья индивидуумов являются одним из источников дифференциации доходов. Так, чем лучше психологическое и физическое состояние работника, тем выше его производительность и заработки. Следовательно, экономическая отдача образования может изменяться под действием фактора здоровья, поскольку, какие бы показатели ни измеряли состояние здоровья, между ними и полученным уровнем образования существует устойчивая взаимосвязь. Достигающие больших успехов в экономической жизни – это, как правило, люди, имеющие более крепкое здоровье. Лица с высокой образовательной подготовкой более эффективны как в использовании своего капитала здоровья (они избирают не такие вредные и опасные профессии, ведут более здоровый образ жизни, разумнее пользуются медицинскими услугами и препаратами), так и в производстве.

Так же трудно разделить экономическую отдачу от такого фактора, как природные способности и образование. Естественным будет предположение, что более одаренные люди достигают более высоких ступеней образования. Труд более образованных лиц оплачивается выше. Тогда какую часть этой разницы в доходах следует отнести на счет различий в уровне природных способностей, а какую – различий в уровне образования? Проведенные исследования показывают колебания оценки разницы в доходах за счет неравенства способностей в пределах 10–25%.

Если исключить образование, то суммарное воздействие всех остальных факторов на уровень доходов оценивается примерно в 40%. Около 60% разницы в доходах приходится на влияние собственно уровня образования.

Классики теории человеческого капитала и современные экономисты в своих расчетах эффективности накопления и использования человеческого капитала опирались, тем не менее, на систему образования.

Произведенный анализ рассмотренных выше методик дает нам возможность сделать вывод, что отмеченные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал несовершенны, поскольку не учитывают вклад во все его компоненты.


Литература

1. Балацкий Е.В. Дисконт­фактор в расчетах рентабельности вложений в человеческий капитал // Общество и экономика. 2000. № 11–12.

2. Беккер Г. Не жалейте денег на людей // Business week. 1996. № 6.

3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

4. Галаева Е.В. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе (реферат книги Орда Нордхога «Человеческий капитал в организациях») // Общество и экономика. 1997. № 7–8.

5. Галаева Е.В. Направления и механизмы профессионально­квалификационного роста работников на предприятии // Общество и экономика. 1997. № 7–8.

6. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999.

7. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учеб. пособие. СПб.: Изд­во СПбУЭФ, 1996.

8. Завьялова В. Что после МВА? (Карьера) // Финанс. 2004. № 4 (45).

9. Иванющенкова М., Фуколова Ю. Ум взаймы // Коммерсантъ «Деньги». 1998. № 1 (155).

10. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5.

11. Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. М.: Аспект­пресс, 1995. С. 47.

12. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Российская программа экономических исследований. Научный доклад № 99/04, декабрь 1998.

13. Педагогическая дилемма // Новая газета. 2000. 20–26 ноября.

14. Романова Ю.А. Организационно­экономические основы развития кооперации на региональном уровне (Теория, методология, практика): автореф. дис. … д­ра экон. наук. М.: Российский ун­т кооперации. 2008. – 40 с.

15. Савицкая Н. Конец мифа о российском образовании // Независимая газета. 2000. 6 декабря.

16. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения. М.: Советский спорт, 2001.

17. Черенков В.И. Информационно­коммуникативная проблема глобализации бизнеса. URL: http://www.m­economy.ru/art.php3?artid=18324.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова