ВОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ


УДК 338.45


А. В. Каминский,
аспирант, Государственный
университет управления,
Москва, Россия;
e-mail: inf@guu.ru
Перспективы использования
газомоторного топлива
в России

Аннотация

Цель работы. Анализ проблем перспектив использования газомоторного топлива в России. Рост исполь- зования природного газа в качестве моторного топлива становится мировой тенденцией. Как моторное то- пливо природный газ применяется более чем в 80 странах мира. У газомоторного топлива в России большие перспективы. Однако на этом пути много проблем.

Материалы и методы. Анализ рынка газомоторного топлива в России, мирового опыта, перспектив ис- пользования в России, международного сотрудничества.

Результат. Главное препятствие использования газифицированного транспорта: отсутствие на него устойчивого спроса из-за неразвитой инфраструктуры – системы заправочных сетей, доставки топлива, не- достатка диагностических и сервисных центров, отсутствие квалифицированного персонала. Необходимо на федеральном и региональном уровнях стимулировать спрос на данный вид автотранспорта, налаживать систему переработки газа в газомоторное топливо. Это может стать существенным шагом инновационного развития газовой отрасли.

Заключение. Результаты исследования могут представлять интерес для автотранспортных и газодобы- вающих компаний, федеральных и региональных органов власти.

Ключевые слова: газомоторное топливо, сжиженный природный газ, компримированный природный газ, сжиженный углеводородный газ.


Газомоторное топливо (ГМТ) – это альтернатива по отношению к традиционно применяемому бензину и дизельному топливу. К нему относится природный газ (метан) в компримированном (сжатом) или сжиженном виде, а также сжиженные углеводородные газы (пропанбутановые смеси). В России применяется в основном компримированный природный газ (КПГ) – это метан, сжатый под давлением 200–220 атмосфер и сжиженный углеводородный газ (СУГ) – получаемый из попутного нефтяного газа (ПНГ).

За рубежом также широко используется сжиженный природный газ (СПГ). Его получают из природного газа путём сжатия с последующим охлаждением. Природный газ после очистки от примесей, охлажденный до температуры конденсации минус 161,5 градусов Цельсия превращается в жидкость. Объем газа при сжижении уменьшается в 600 раз, что является одним из основных преимуществ этой технологии1. Сжиженный газ удобно транспортировать, он перевозится в специальных криогенных емкостях – морских танкерах или цистернах для сухопутного транспорта. Это позволяет доставлять газ в районы, которые находятся далеко от магистральных газопроводов и экспортировать в любые точки мира.

Для заправки автотранспорта используются два разных вида газовых заправок: для КПГ это автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), для СУГ и СПГ – автомобильные газозаправочные станции (АГЗС).

Преимущество сжиженного углеводородного газа (СУГ) в том, что он легко сжижается при обычной температуре и давлении в 10–15 атмосфер, а для его перевозки достаточно стального баллона с толщиной всего 4–5 мм. Что касается компримированного природного газа (КПГ), то сжатие метана осуществляется при давлении 200–250 атмосфер. В результате у этого газа более высокие требования к безопасности. При перевозке КПГ нужны гораздо более прочные баллоны и резервуары. Поэтому на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте для бытовых целей предпочитают использовать более безопасный пропан. Получение КПГ можно назвать промежуточной ступенью при производстве СПГ. Следует учесть, что стоимость строительства заправок пропаном и метаном существенно отличается и в России составляет соответственно около 15 млн руб. и 85 млн руб.2

Почти весь российский рынок газомоторного топлива в виде СУГ приходится на нефтедобывающие компании, включая ОАО «Газпром нефть», почти весь рынок КПГ принадлежит ОАО «Газпром»3.

Как показал российский опыт, газомоторное топливо является самым недорогим видом топлива4. Его использование позволяет значительно снизить автотранспортные затраты, поскольку в себестоимости автотранспортных услуг самую большую долю составляют затраты на топливо. Перевод автомобилей на газ позволяет в пять раз сократить количество вредных веществ в атмосферу, снизить вдвое шумовое воздействие на окружающую среду.

По данным НП «Объединение автопроизводителей России», сегодня широкий ассортимент газомоторной техники предлагают российские производители: ОАО «КАМАЗ», «Группа ГАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ». Еще в 1991 г. ОАО «КАМАЗ» приступил к исследованиям по созданию первого газового двигателя «КАМАЗ», и к настоящему времени налажено серийное производство тягачей, дорожно-строительной, коммунальной и прочей техники, а также городских, пригородных и вахтовых автобусов, работающих на КПГ в качестве топлива5. Пи этом вся автотехника соответствует экологическому стандарту Евро-4. По оценкам автокомпании ОАО «КАМАЗ», переход на газ позволяет увеличить энергосбережение, эффективность и экологичность используемого автотранспорта. Помимо этого газ показывает отличные характеристики безопасности: температура самовозгорания метана 650 С, пропан-бутана 450 С, а дизеля и бензина меньше 300 С.

Проведенный экспертами ОАО «КАМАЗ» сравнительный анализ эксплуатации восьми дорожных машин в г. Набережные Челны с газовыми и дизельными двигателями показал: при годовом пробеге в 311 тыс. км затраты на ГСМ в случае использования КПГ в качестве топлива составили 1,43 млн руб., ДТ – 3,8 млн руб. Эксплуатация газовых моторов позволила сэкономить 2,38 млн руб. за год6. По расходу топлива показатели примерно равны: в расчете на 100 км в среднем автомобиль КАМАЗ при полной загрузке потребляет 45 л дизельного топлива или 45 м3 газа, периодичность и стоимость технического обслуживания автомобилей примерно одинакова, однако ресурс газового двигателя намного выше. При этом разница в цене между дизельным автомобилем и газовым топливом отличается на стоимость газобаллонного оборудования, которая окупается в среднем за год. Этот анализ автокомпании ОАО «КАМАЗ» является примером того, что есть все экономические предпосылки для развития газового топливного рынка в России.

Мировой опыт

За последние годы в ряде стран мира была создана система организационных, финансовых и технических мер стимулирования использования газомоторного топлива. Она позволила за последние 10 лет увеличить мировой парк автомашин на газовом топливе в 10 раз7. Мировой среднегодовой прирост автомобилей на природном газе составляет 26%. Автокомпании выпускают более 80 моделей автомобилей, работающих на газе8. Использование газомоторного топлива позволяет ощутимо снизить себестоимость продукции, повысить экологичность мобильных и стационарных энергетических установок9. При этом речь идет как о перевооружении автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, так и о реконструкции теплоэнергетики с целью использования КПГ и СПГ.

Многие эксперты считают, что наиболее достоверным показателем развития газомоторного рынка является спрос на газ в транспортном секторе. По мнению Национальной газовой ассоциации, при определении уровня развития ГМТ в странах мира и регионах мира целесообразно исходить из показателя спроса того или иного газового топлива. Что касается числа автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и парка газобаллонных автомобилей, то они в меньшей степени характеризуют рынок ГМТ.

Мировой спрос на природный газ для транспорта в 2012 г. составил около 42 млрд м3. По мнению экспертов, этот показатель может вырасти до 200 млрд м3 к 2020 г.10

В 2012 г. число автомобилей в мире, работающих на компримированном и сжиженном природном газе, достигло 17 млн, на сжиженном углеводородном газе – 18 млн единиц11. К мировым лидерам по использованию компримированного и сжиженного природного газа относятся Пакистан и Иран, соответственно 3,1 и 2,9 млн машин. Далее идут: Аргентина – 2,1 млн машин, Бразилия – 1,7 млн, Индия – 1,5 млн, Китай – 1,2 млн машин12. Россия по этому показателю находится в середине второго десятка. В Европе на метане работают 1,4 млн автомобилей. Общемировой спрос на природный газ в транспортном секторе оценивается в 3,1 млрд м3. Сегодня Россия занимает 20 место в мире по газификации транспорта, и потому стоит задача – принятие системы мер по внедрению газового топлива.

Российские перспективы

По мнению экспертов, у газомоторного топлива большие перспективы, однако перевод на него транспорта сопряжен с рядом сложностей13. Так, в числе ограничений называют отсутствие необходимой газозаправочной инфраструктуры и первоначальных инвестиций для перевода транспортных средств на газ. ОАО «Газпром» и некоторые другие компании могут решить этот вопрос за счёт размещения газозаправок на своих топливных АЗС14. Что касается инвестиций, то они могут быть как за счет нефтегазового бизнеса, так и за счет федеральных и региональных программ.

Согласно прогнозу российского рынка нефти и автомобильных бензинов компании «Лукойл», дефицит бензина к 2030 г. в России составит 4–5 млн т, что, прежде всего, будет следствием падающих темпов нефтедобычи15. Для ликвидации топливного дисбаланса уже сегодня необходимо думать об альтернативных видах топлива. Вполне реалистичным сценарием преодоления бензинового кризиса может быть использование СУГ, СПГ и КПГ в качестве моторного топлива16.

Россия обладает крупными запасами газа и его использование в качестве моторного топлива может стать одним из выходов в решении энергетических задач. У России есть все необходимые предпосылки для развития данного направления топливообеспечения.

О внедрении в практику газомоторного топлива в России много говорилось на протяжении последних 10 лет. Отметим, что Энергетической стратегией России до 2030 г. предусмотрено, что к 2020 г. газовые виды топлива должны заменять до 10–12 млн т нефтепродуктов ежегодно. В России был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), где говорится о необходимых мерах по замещению нефтяных топлив газовыми. Однако обнаружился ряд проблем внедрения газового топлива. Главным препятствием для использования газифицированного транспорта стало отсутствие устойчивого спроса на такую автотехнику из-за слабо развитой инфраструктуры – системы заправочных сетей и доставки топлива, малое количество диагностических и сервисных центров, отсутствие квалифицированного персонала17.

В 2012 г. были приняты поправки в Закон № 261-ФЗ для стимулирования переоборудования государственного и муниципального автопарка под газомоторное топливо. В начале 2012 г. ОАО «Газпром» объявил о расширении российского рынка ГМТ, разработке программ по развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России, расширению потребителей газомоторной техники (в сельском хозяйстве, на речном и железнодорожном транспорте). Было создано специализированное предприятие ОАО «Газпром газомоторное топливо», в котором консолидируются активы по производству и реализации компримированного природного газа. Также ОАО «Газпром» принял решение о жесткой увязке ежегодных программ газификации регионов России с развитием регионального рынка газомоторного топлива.

В апреле 2013 г. премьер-министр РФ Д. Медведев на совещании о мерах стимулирования российской автомобильной промышленности дал указание в кратчайшие сроки обеспечить перевод российского автомобилестроения на производство газомоторной техники. 13 мая 2013 г. было подписано постановление Правительства РФ, касающееся альтернативных видов топлива. Согласно этому постановлению не менее 50% общественного транспорта планируется перевести на газ к 2020 г.

Постановление Правительства РФ и инициатива ОАО «Газпром» по финансированию создания необходимой инфраструктуры в 2013 г. являются серьезным импульсом для развития в России рынка транспорта, работающего на газомоторном топливе. 54 субъекта Российской Федерации выразили готовность начать работу по газомоторному топливу (данные на июнь 2013 г.). В 16 субъектах Российской Федерации проводится разработка технико-экономических обоснований строительства 36 автомобильных газонакопительных компрессорных станций (АГНКС), строительство которых планируется начать в 2013 г.18

Реализуются новые проекты по газификации российских регионов. Так, «Лукойл» выступает заказчиком по объектам автономного газоснабжения различными видами газомоторного топлива. Он также является эксплуатирующей организацией газовых объектов19. При выборе способов газификации – трубопроводной или автономной (СУГ или СПГ) – там, где они более подходят по экономическим или техническим соображениям – учитывают отдаленность населенных пунктов от газотранспортной системы, объемы потребления, наличие запасов газа20.

Международное сотрудничество

Одним из путей диверсификации направлений деятельности российских нефтегазовых компаний является производство СПГ для внутреннего и внешнего рынков. В настоящее время англо-голландский концерн Shell ведет переговоры с ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть» и рядом других российских компаний о сотрудничестве в сегменте рынка газомоторного топлива на основе сжиженного природного газа (СПГ)21. До этого концерн Shell рассматривал рынок России как стратегическое направление для торговли нефтепродуктами. АЗС Shell располагаются в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и вдоль основных магистралей, соединяющих Россию с Европой. Эта компания намерена открыть в России 10 автозаправочных станций в 2013 г. и еще 20–30 АЗС – в 2014 г.22

По мнению компании Shell, газовое топливо – это новый перспективный сегмент рынка. У России большая территория, а газовое топливо обладает высокой экономичностью и экологичностью, поэтому существуют хорошие предпосылки для развития этого направления. При этом развивать его в России (строить инфраструктуру, вводить новые технологии) невозможно без партнерства с местными компаниями23. При этом Shell считает, что есть необходимость в дополнении и изменении российского законодательства в этой сфере, поскольку в настоящее время в России нельзя строить дополнительные газовые заправки без изменения строительных норм и правил24.

Международное сотрудничество в сфере СПГ развивается и по другим направлениям. Так, ОАО «Новатэк» договорился продать китайской компании CNPC долю в 20% в проекте по производству СПГ – «Ямал СПГ», а также заключить долгосрочный контракт на поставку СПГ в Китай. Китайская компания CNPC входит в проект ОАО «Новатэк» «Ямал СПГ» на тех же условиях, что и французская компания Total в этом проекте. При этом за 20% в «Ямал СПГ» компания Total заплатила 425 млн долл. (это оплата акций плюс финансирование через уставный капитал)25. Однако CNPC хотела бы так же, как и Total, приобрести долю самой компании ОАО «Новатэк».

На Петербургском форуме-2013 ОАО «НК «Роснефть» подписала соглашения о поставках СПГ c японскими MarubeniCorporation и SakhalinOilandGasDevelopment (1,25 млн и 1 млн т ежегодно), а также с трейдером Vitol (2,75 млн т)26. Поставки планируется осуществлять с СПГ-завода на Дальнем Востоке, который ОАО «НК «Роснефть» планирует построить к 2019 г. О строительстве СПГ-завода на Дальнем Востоке было подписано соглашение с американской ExxonMobil в июне 2013 г. В этот проект ОАО «НК «Роснефть» может привлечь также индийскую ONGC и японскую Sodeco.

У российских компаний есть планы по строительству заводов СПГ на Ямале, северо-западе России, во Владивостоке. В общем, у российских компаний много проектов по строительству СПГ-заводов, что требует тщательных расчетов и координации планов.

За последние годы произошли серьезные сдвиги в решении задачи по внедрению газомоторного топлива в России. Полностью заменить нефтепродукты газом не получится, однако перевод автотехники на газ является необходимостью. Расширение внутреннего рынка газомоторного топлива может стать локомотивом для развития многих отраслей индустрии. Важным условием для внедрения газомоторного топлива и развития автосектора на газе является помощь со стороны государства. Необходимо стимулировать спрос на данный вид автотранспорта на федеральном и региональном уровнях. Дискуссионным пока остается вопрос конкуренции на внутреннем рынке России различных видов газомоторного топлива (СПГ, КПГ и СУГ) по экономическим и экологическим показателям, а также безопасности. В любом случае налаживание системы переработки газа в газомоторное топливо может стать первым существенным шагом на пути инновационного развития газовой отрасли.



1Источник: ТЭК России. 2012. № 12. С. 19.

2По данным «Газпром газэнергосети».

3По данным НП «Национальная газовая ассоциация».

4Зиатдинов Р. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

5Зиатдинов Р. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

6Зиатдинов Р. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

7Данные ОАО «Газпром».

8По данным Международной газомоторной ассоциации (МГА).

9Строганов А. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

10Данные Международного газового союза.

11Пронин Е. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

12Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

13Оценка Центра энергетической экспертизы.

14Оценка Фонда энергетического развития.

15Гурбанов А. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

16Материалы Международной конференции компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

17Строганов А. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

18Строганов А. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

19Ким А. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

20Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

21Источник: Shell открывает сеть АЗС в России. Центр энергетической экспертизы, 5 июня 2013 г. URL: http://www.energy-experts.ru/news10018.html.

22Андрей А. Shell в России. Бизнес-ТАСС. 5 июня 2013 г.

23Источник: Shell открывает сеть АЗС в России. Центр энергетической экспертизы, 5 июня 2013 г. URL: http://www.energy-experts.ru/news10018.html.

24Игорь И. Shell в России. Бизнес-ТАСС. 5 июня 2013 г.

25По данным НОВАТЭКа.

26Ходякова Е., Кезик И., Дзядко Т. Экспорт по разрешению // Ведомости. 24.06.2013.


Литература

1. Андрианов В.В. Инновационная отрасль или утилизатор отходов? // Нефтегазовая вертикаль. 2013. № 5. С. 54–57.

2. Берндт Д. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

3. Зиатдинов Р. Международная конференция компании CreonEnergy «СПГ и КПГ 2012». Москва, 18 декабря 2012 г.

4. Панков А. Комментарий к постановлению Правительства РФ по альтернативным видам топлива. 23 мая 2013 г.

5. Ходякова Е., Кезик И., Дзядко Т. Экспорт по разрешению // Ведомости. 24.06.2013.

6. Shell открывает сеть АЗС в России. Центр энергетической экспертизы, 5 июня 2013 г. URL: http://www.energy-experts.ru/news10018.htm.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова