ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


УДК 371,378


С. И. Королёва,
доктор экономических наук,
профессор, ректор Московской
академии предпринимательства при
Правительстве Москвы, Россия;
e-mail: koroleva@mosap.ru
Негосударственное
образовательное учреждение
по многоступенчатой
подготовке и переподготовке
кадров: «Пришел поваром –
уйдешь доктором наук!»

Аннотация

Цель работы. Одной из важнейших проблем дальнейшего инновационного и инвестиционного развития торговли и услуг является проблема обеспеченности высококвалифицированными кадрами. В статье дан анализ проблем образования в части многоступенчатой подготовки и переподготовки кадров, заинтересо- ванности работодателей в квалифицированных специалистах. Определены направления повышения качества образования.

Материалы и методы. Анализ состояния профессионального образования кадров, практики совершен- ствования образовательного процесса, организации системы повышения квалификации специалистов, воз- можностей для переобучения и получения другой специальности, текущих потребности предприятий в ряде специальностей.

Результат. Ученым советом Академии утверждено 137 новых методических указаний, учебных планов, учебной литературы, позволяющих системно получать знания в области торговли и сферы услуг. Внедрены самые современные образовательные технологии с учетом потребностей в квалификации и специалистов.

Заключение. Опыт Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы по подго- товке квалифицированных кадров для потребительского рынка успешно используется в филиалах Академии и других вузах страны.

Ключевые слова: образование, кадры, рынок труда, торговля, услуги, переподготовка кадров.


Среди множества учебных заведений по подготовке кадров, видимо. не очень много найдется таких, которые дают начальное специальное, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Такое разнообразие образовательного процесса создано в Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы. Это действительно многоступенчатая система непрерывного профессионального образования.

При встрече с абитуриентами мы говорим: «Придешь поваром – уйдешь доктором наук!».

Действительно, мы стали свидетелями приватизации, возникновения частной собственности, банкротства, дефолтов, инфляции, экономических кризисов, банковского, промышленного и торгового капиталов, которых не было в советский период и этого не было в наших учебниках.

Россия совершила бросок из плановой в рыночную свободную экономику в 1990­е гг. XX в. Все это и потребовало серьезной перестройки всего народного хозяйства, его отраслей, включая сферу образования. Не все заслуживает отрицательной оценки в бывшей плановой экономике. В частности, система образования строилась исходя из заказов работодателей на подготовку специалистов, обучение велось на начальном, средне­специальном и высшем уровнях образования.

Переподготовка и повышение квалификации контролировались кадровыми службами предприятий. Каждые три года необходимо было пройти повышение квалификации в любом профильном вузе страны.

В настоящее время в Москве сосредоточено более половины (174) всех негосударственных вузов Российской Федерации.

Действует 119 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Однако все учебные заведения разрознены и не связаны общими задачами и целями, целевой подготовкой кадров. Большинство учебных заведений готовят специалистов без учета потребностей организаций и предприятий.

Ограниченно используется потенциал учреждений высшего и среднего специального образования для решения задач кадрового обеспечения отраслей городского хозяйства. На первый взгляд объем выпуска специалистов образовательных учреждений высшего профессионального образования превышает потребности рынка труда. В то же время все отрасли нуждаются в квалифицированных юристах, экономистах, менеджерах, других специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих.

Более половины организаций и предприятий города заявляют о дефиците квалифицированных специалистов разного уровня подготовки.

Нами было проведено научное исследование «О состоянии кадрового состава предприятий торговли и услуг в Москве».

Работа в рыночных условиях и современный рынок труда сформировали спрос на работника инновационного типа. Для менее квалифицированного персонала рынок труда также предъявляет иные требования. Здесь нужен дисциплинированный и ответственный исполнитель с необходимым уровнем профессиональных знаний и опытом работы.

Все это понятно было и вчера. Но федеральных и региональных документов на этот счет нет. Поэтому работодатель принимает любого понравившегося ему человека на работу, который затем будет учиться «на марше».

Опасность здесь есть для всех отраслей городского хозяйства, включая торговлю и услуги. Специалист должен иметь знания о товарах, их качестве, производителе, полезности и др., поскольку услуги оказываются разным людям по возрасту, настроению, финансовому обеспечению и т.д.

В настоящее время учебные заведения ориентированы на подготовку кадров вообще – бакалавр по направлению. Недостаточно времени предусмотрено в программах и стандартах обучения на практику.

При этом торговля и услуги – это прежде всего здоровье людей: что мы носим, едим, как и какого качества услуги получаем в общественном питании, бытовом обслуживании, парикмахерских – должны быть под грамотным контролем.

В этой связи Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы сориентирована на подготовку кадров преимущественно для торговли и услуг.

Поэтому в 2009 г. Ученым советом Академии было утверждено 137 новых методических указаний, учебных планов, учебной литературы, позволяющих системно получать знания в области торговли и сферы услуг.

По этим Программам работают все филиалы Академии.

Мы убеждены, что экономисты, менеджеры, маркетологи также должны обладать полным объемом специальных знаний в отраслях, где им предстоит работать, как, например, медицинские работники.

Основной целью нашего исследования было проведение оценки профессиональной подготовки кадрового состава на предприятиях потребительского рынка и услуг, их готовность к улучшению культуры обслуживания.

Были поставлены конкретные задачи исследования: состояние профессионального образования кадров, организация системы повышения квалификации кадров, определение возможностей для переобучения и получения другой специальности, текущие потребности предприятий в ряде специальностей.

По результатам анкетирования руководителей предприятий было выявлено, что требуются специалисты по финансово­экономической деятельности, по управлению персоналом, маркетингу и рекламе, менеджеры по продажам, по закупкам, о потребностях в юристах сообщили 5–12% опрошенных, персонал со средним специальным образованием нужен на каждом третьем предприятии торговли и услуг, неквалифицированные рабочие необходимы на 15% предприятий.

45% респондентов ответили, что их работники имеют профессиональное образование, 11% не имеют и 43% имеют частично.

Уточняли состояние системы повышения квалификации. В 19% предприятий она действует на постоянной основе, в 34% – по мере необходимости, в 47% – такой системы не существует.

Повышение квалификации сотрудников проводится в основном по инициативе руководителя или самого работника с периодичностью от 2 до 7 лет.

Работодатели 58% предприятий не предоставляют возможность работникам пройти переобучение или получить другую специальность.

В Академии есть примеры, когда работодатели после повышения квалификации сотрудников по 72-часовой программе просили не выдавать им сертификаты, так как после их получения они увольняются по собственному желанию.

Как показал опрос, большинство сотрудников предприятий торговли, питания и бытового обслуживания имеют среднее специальное образование (43%), без образования работает каждый пятый.

Мы спросили респондентов предприятий, заинтересованы ли они в получении профессионального образования сотрудниками? 60% ответили – да, 40% – нет.

В то же время, по их мнению, 73% работы на предприятиях торговли и услуг должны выполнять профессионалы и только 27% работы могут выполнять неквалифицированные рабочие.

В торговле, общественном питании Москвы работает более 1,5 млн человек, преимущественно в возрасте от 30 до 45 лет (78%), со стажем работы от 3 до 15 лет (83%).

По истечении ряда лет руководители торговых предприятий стали понимать, что продавцы, контролеры, кассиры, повара, официанты должны иметь профессиональное образование. В начале 1990­х гг. в сферу услуг хлынул поток работников, не имеющих даже начальных навыков в торговле и сфере услуг.

В настоящее время предприятия торговли, общественного питания, бытовых услуг – это высокотехнологичные предприятия, оснащенные сложным оборудованием и компьютерными технологиями.

Как видно из приведенных данных, одной из важнейших проблем дальнейшего инновационного и инвестиционного развития торговли и услуг является проблема обеспеченности высококвалифицированными кадрами.

Мы считаем, что ее решение видится в двух направлениях: это заинтересованность работодателей и повышение качества образования.

Необходим законодательный документ, обязывающий специалистов, связанных с обслуживание людей, продажей продовольственных, непродовольственных товаров, оказанием услуг общественного питания, иметь соответствующее образование.

Со стороны учебного заведения ведется работа по обеспечению требований государственных стандартов образования.

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы имеет 16­летний опыт профессиональной подготовки и переподготовки работников для потребительского рынка и услуг города Москвы и России.

Современные экономические подходы ставят перед вузами новые задачи. Их решение позволяет обеспечить конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда, внедрение в процесс обучения новых инновационных технологий.

Материально-техническая база Академии соответствует требованиям высшей школы.

Компьютерные классы Академии оснащены интерактивными досками, компьютерами нового поколения с лицензированными программами, сформированы учебные кабинеты на всех факультетах по дисциплинам в соответствии с новыми стандартами Болонского соглашения.

Академия является ведущим учебным заведением в Москве и регионах, осуществляющим подготовку квалифицированных кадров для потребительского рынка. Следует отметить, что почти 100% выпускников очной формы обучения трудоустраиваются по приобретенным специальностям.

Важным в работе Академии является создание факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки, факультета начального и среднего профессионального образования, где проходит обучение по 20 рабочим специальностям: парикмахер, косметолог, мастер маникюра, повар, официант, бармен и др.


Литература

1. ВУЗ нового поколения // Моя Москва. 2012. № 1–2.

2. Два вступления России в капитализм. Очерки о торговле / под общ. ред. д.э.н., проф., В.И. Малышкова. М., 2012.

3. Управление ассортиментной политикой предприятия // Вестник Академии. 2012. № 4.

4. Хочешь стать успешным предпринимателем – приходи к нам // Российская торговля. 2011. № 6.

Свежий номер



Наши партнеры



Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова